Привычка свыше нам дана?
Источник белка высокой биологической ценности
Белковая смесь (СБКС) Дисо Нутримун для сбалансированного питания
ПодробнееПодпишитесь на рассылку
Читайте первыми новости и новые номера журнала «Практическая диетология»
автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва
На пути проведения диетотерапии рано или поздно всегда встают не полезные пищевые привычки пациента, с которыми приходится бороться. Как это правильно делать? Как помочь пациенту сменить курс в пристрастиях, попробовать новое, полезное для его здоровья? Может быть, есть способы переубедить его? Конечно же, есть.
Прежде чем мы начнем обсуждать, что такое привычки и что с ними делать, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какие привычки вы хотите приобрести?
- От каких привычек вы хотите избавиться?
- Какие привычки вы хотите привить другому человеку?
- От каких привычек вы хотите помочь ему избавиться?
- Какие сложности у вас возникают при решении этих задач?
Все люди называют разные сложности (лень, отсутствие силы, воли и силы воли, непонимание необходимости, нетерпение и др.), но с препятствиями сталкиваются все, и оценка степени их выраженности колеблется от «тяжело» до «невыполнимо».
Почему же так сложно менять привычки?
Потому что весь наш организм оберегает и поддерживает их.
Поскольку привычка, стереотип — это и механизм закрепления опыта, и способ формирования автоматических навыков. Если бы их не было, мы бы с вами каждый день начинали с белого листа — тщательно сосредотачиваясь на чистке зубов, донесении ложки до рта, попытке сказать домашним «Доброе утро». Управлять машиной уже не пришлось бы — слишком много одновременных действий для сознательного исполнения. Те, кто недавно овладевал этим комплексным навыком, помнят, как трудно удерживать несколько действий одновременно. А потом становится легче — нога сама (то есть автоматически!) жмет на педаль, руки сами слушаются глаз и поворачивают руль, остается лишь следить за дорогой. А потом и это уходит куда-то в область спинного мозга, и водитель погружается в иные мысли, музыку. Автоматизмы работают.
Механизм привычки
С физиологической точки зрения навыки, привычки, стереотипы — это динамические стереотипы, цепи условных рефлексов, то есть система условных и безусловных рефлексов, представляющая собой единый функциональный комплекс. При постоянном повторе действий в коре мозга образуется устойчивая система связей. Как только система образовалась, возникает условный рефлекс и автоматизм. Дальше эта система может существовать практически без подкрепления.
Деавтоматизация теперь произойдет только при возникновении ошибки. Тогда появится ориентировочный рефлекс, сознание включится в управление действием, исправит ошибку и… снова автоматизируется.
Роль эмоции
Система поддерживает себя и эмоционально: еще Иван Петрович Павлов показал, что при поддержании динамического стереотипа обычно проявляются положительные эмоции, а при изменении стереотипа — отрицательные. Иными словами, когда мы действуем в согласии со своими привычками, нам хорошо, приятно, когда мы противоречим им, то испытываем неудовольствие, раздражение.
Если человек болен и чувствует себя плохо, он, как никогда, стремится получить какое-то положительное подкрепление. Поэтому ему особенно трудно менять свои привычки — ведь это всегда дополнительные негативные переживания.
И тогда, при необходимости изменений, привычка превращается из друга во врага, мешая начать «новую жизнь».
Защита привычек
Еще один физиологический механизм, который ярко проявляет себя при воздействии на привычки, — это доминанта. Также очень полезный инструмент — фокусирует силы и внимание на самом важном, защищает организм от «шумов». Но также формирует исключительную ригидность (неготовность) к новым установкам. Сам Алексей Алексеевич Ухтомский по этому поводу писал:
«Не входить в споры и прения потому, что если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, — она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика — слуга ее».
Таким образом, вступая в борьбу с «вредными» привычками, мы сталкиваемся с очень серьезным противником — все силы организма и сознания человека встанут на их защиту.
Вы замечали, что сопротивление всегда возрастает при увеличении давления? Чем больше вы давите (советуете, пугаете, увещеваете), тем отчаяннее человек защищает свою точку зрения. Если речь идет о привычках — сопротивление значительно усиливается. Вспомните отчаянно, а порой и агрессивно спорящих курильщиков — часто в других ситуациях людей спокойных и понимающих.
Поэтому, если вы хотите повлиять на такую сложную сферу, нельзя давить напрямую.
Если вы хотите, чтобы человек чего-то не делал, нужно связать это что-то с негативными эмоциями. Это могут быть сомнения, опасения, неприязнь, неудовольствие.
Сомнения
Сомнение — интеллектуальная эмоция, и вызвать ее можно, задав вопрос либо сообщив информацию, которая противоречит тому, что человек уже знает. Таким образом создается когнитивный диссонанс.
Описание когнитивного диссонанса было дано Леоном Фестингером на примере курильщика, которому показывают рентгеновский снимок легких курящего человека. Какова его реакция? На одном полюсе то, что он курит, на другом — впечатление от страшного снимка. Это вызывает разрыв в его представлениях и дискомфорт, который очень хочется погасить.
Этого мы и добивались, вызывая сомнение. Однако самое сложное дальше. Что делает наш курильщик со своим дискомфортом?
Вариант первый — бросить курить. Сколько курильщиков бросили курить после такого внушения? Немного. Вариант второй — обесценить предлагаемую информацию — решить, что это неправда: если бы так было на самом деле, врачи бы не курили, а они почти все курят и т. д. Вариант третий — найти лазейки, «примирить» полюса, снизить диссонанс. Например, решить, что это снимок легких человека, который курит в день две пачки плохих сигарет, а он лично курит одну пачку хороших и к тому же занимается спортом…
Это обычная реакция. Если давить на человека, продвигая новую информацию, будет усиливаться его сопротивление. Поэтому лучше задавать вопросы, отвечая на которые он сам откажется от ненужных действий.
Например, от вредной привычки есть жирную пищу:
- Как ты себя чувствуешь после этой еды?
- Насколько тебя устраивает твой настоящий вес?
- Какие заболевания желудка и сердечно-сосудистой системы были у твоих родственников, которые обычно ели такую еду?
- Что ты знаешь о переваривании этих продуктов?
- Какие ферменты нужны для их переработки?
А вот получив ответ «не знаю» на последние вопросы, вполне уместно рассказать о том, что происходит с организмом при поступлении в него подобной пищи. Начав с этого, мы рискуем вызвать совсем иные эмоции.
Помните, что в данный момент мы не убеждаем, а вызываем сомнения. Поэтому действуем не аргументами, а способами, которые привлекут внимание собеседника к аспектам имеющейся у него информации, о которых он раньше не думал. А их противоречивость вызовет эмоцию сомнения.
Ошибки в формировании сомнений
Важно задавать нейтральные вопросы, позволяющие человеку подумать. Давящие вопросы вызовут такую же реакцию, как и прямое давление.
Приведем в качестве занятного примера анекдот.
Пациент уверен, что он мертв. Все попытки врача переубедить его заканчиваются неудачей. Врач приводит множество доводов: пациент дышит, у него нормальная температура тела — ничего не помогает. Отчаявшись, врач спрашивает: «Скажите, в трупах течет кровь?» — «Конечно нет», — отвечает пациент. Врач колет иглой руку пациента, появляется кровь. «Ну, что вы теперь скажете?» — торжествует врач. Пациент отвечает: «Я ошибался — в трупах течет кровь».
Опасения
Оцените, насколько мудро гласит высказывание Марка Твена: «Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже».
Вызывая опасения — от легкой тревоги до страха, мы обычно пытаемся предупредить негативное событие, то есть заменить получение негативного опыта. Это можно сделать через сравнение с уже полученным опытом. Если он имеется. Или обратиться к похожему опыту, что само по себе вызовет эмоции.
Представьте, что вы хотите, чтобы ваш пациент с диагнозом «сахарный диабет 2-го типа» отказался от употребления излишнего сахара, перешел на подсластители. Если у пациента уже есть опыт плохого самочувствия, связанного с сахаром, то можно спросить:
- Помните приступ, который был у вас на прошлой неделе?
- Как вы себя чувствовали после чая с тортом?
Ну а если ваши опасения касаются того, в чем опыта у пациента, к счастью, нет да и быть не может? Например, декомпенсации сахарного диабета?
Тогда опасение, и даже страх, можно вызвать статистикой, примерами, яркими образами.
Неудовольствие
Неудовольствие от будущей ситуации можно помочь предвосхитить. Интересна ситуация, когда нам нужно вызвать неудовольствие текущей ситуацией. Такая задача часто возникает в ситуации изменений. Не обязательно глобальных — достаточно самых простых.
Представьте, что сейчас вам предлагают встать с того места, на котором вы сидите, и перейти в другое. Вы согласитесь или спросите зачем? Согласитесь с удовольствием, если вам сейчас сидеть неудобно, а другое место комфортнее. Ну а если вы вовсе не чувствуете дискомфорта здесь? Тогда обещания комфорта в новом месте может быть недостаточно, все равно вставать не захочется. Вы должны испытать недовольство тем местом, где вы сидите сейчас. То есть тому, кто хочет вас пересадить, придется вызвать у вас негативные эмоции, неудовольствие текущей ситуацией. Вкупе с привлекательным образом предлагаемой ситуации это подействует.
Чтобы вызвать удовольствие, можно ярко и вкусно описать то, к чему нужно привлечь. Чтобы вызвать неудовольствие, можно делать прямо противоположное. Красочно описывать недостатки текущей ситуации. Или спрашивать о них. Например, вы хотите, чтобы человек пересел с книгой в более освещенное место.
— Ты щуришься. Тебе свет хорошо падает? И вообще тут тускло, мрачно, запахи затхлые, жестко, стул перекошен, скрипит, рука напряжена, чай приходится на весу держать и т. д.
Произнеся эту речь, важно незамедлительно создать привлекательный образ изменения, а то человек отсюда-то уйдет, а вот куда он направится… Бросит вообще это чтение, раз оно такое вредное и неприятное.
— Хочешь пересесть на диван? Там мягко и яркая лампа.
Если же изменение более серьезное, чем перемена места, потребуются и более серьезные усилия.
Ошибки в формировании негативных переживаний
Потрясающе четко передал смысл неверного формирования негативных переживаний Сергей Довлатов в микроновелле «Соло на Ундервуде»: «Дело было на лекции профессора Макогоненко. Саша Фомушкин увидел, что Макогоненко принимает таблетку. Он взглянул на профессора с жалостью и говорит:
— Георгий Пантелеймонович, а вдруг они не тают? Вдруг они так и лежат на дне желудка? Год, два, три, а кучка все растет, растет…
Профессору стало дурно».
Слишком сильные негативные переживания активно тормозятся. Вытесняя их, сознание собеседника заодно может вытеснить и все, что с ними связано, — информацию и говорящего.
Сильнее привычки
Итак, привычка не дана нам свыше. Мы ее сами сформировали, даже если не помним как. И изменить ее также в наших силах. Что это за силы? Чтобы изменить свои привычки, нужны воля и терпение; чтобы воздействовать на привычки других, нужны деликатность и… тоже терпение.
Уважаемые читатели, присылайте ваши примеры работы с вредными и полезными привычками, и мы обсудим их в следующих номерах журнала.
// ПД
Национальная Ассоциация Клинического Питания
Вебинары по организации лечебного питания — nakp.org
Подписаться на анонсыУчастие в вебинарах бесплатно.
Оставить комментарий