
Правовые режимы приготовления лечебного питания: от современного общества к традиционному и обратно. Часть 4 заключение

Источник белка высокой биологической ценности
Белковая смесь (СБКС) Дисо Нутримун для сбалансированного питания
ПодробнееПодпишитесь на рассылку
Читайте первыми новости и новые номера журнала «Практическая диетология»
Обычаи, обыкновения и предъявляемые требования в сфере регулирования приготовления здорового (лечебного) питания
Ранее уже говорилось, что обычаи (обыкновения, обычно предъявляемые требования) и в традиционном (архаическом), и в модернизационном (современном) обществе использовались и используются для регулирования отношений, связанных со здоровым (лечебным) питанием. Примером современной правовой нормы, ориентирующей на официальное (юридически обоснованное) применение этих инструментов регулирования, является правило, закрепленное в пункте 2.1 Гигиенических требований к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.1078-01), утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001. В соответствии с ним, обычно предъявляемыми требованиями устанавливаются органолептические и физико-химические показатели пищевых продуктов.
Во времена Гиппократа регулирование отношений, связанных с приготовлением здорового (лечебного) питания, также осуществлялось на основании обычаев (обыкновений), представляющих собой этико-медицинские правила. Отметим, что с организационно-правовой точки зрения медицинские обычаи (обыкновения) являются типичной и постоянно осуществляемой клинической практикой, которой придерживается большинство врачевателей (медицинских работников).
Под покровом тайны
Медицинские обычаи (обыкновения, обычно предъявляемые требования) — это фактически некие инструменты «саморегулирования», которые остались нам в наследство от архаического общества. Причем их содержание формируется так же, как и в этом обществе, то есть преимущественно молчаливо («под покровом тайны»).
Если рассмотреть применение данных архаических инструментов в историческом аспекте, то можно утверждать следующее. Нарождающееся в ходе исторического процесса государство практически не регулировало отношения по врачеванию, а также тесно связанные с ними отношения, например по приготовлению здорового (лечебного) питания. Этим регулированием фактически занималось только общество. На подобную ситуацию, в частности, сетовал Гиппократ, говоря, что «в государствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестия, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно неотделимо». Однако с признанием государством (в ряде ситуаций) повышенной значимости соответствующих отношений, в том числе и отношений по приготовлению здорового (лечебного) питания, возникла проблема участия государства в их регулировании.
И регулирование медицинских и тесно связанных с ними отношений стало постепенно проходить путь от архаического обычая к правовому (юридически признанному) обычаю, а затем — к норме законодательства. Причем иногда возвращаясь обратно. Последнее обстоятельство способствовало тому, что обычаи — в качестве инструментов регулирования — в определенных ситуациях продолжали и продолжают юридически признаваться и/или использоваться на практике (о чем говорилось ранее). Но использоваться в качестве особых инструментов — инструментов, требующих учета того, что они пришли в современное общество из общества, имеющего иную природу (из архаического общества). Последнее обстоятельство не позволяло и не позволяет, в ряде случаев, официально применять обычаи без придания им определенной формы. К формам обычая, используемым в современном обществе, можно, в частности, отнести:
- правовой обычай (custom), который рассматривается как обычно применяемое и поддерживаемое обществом (государством) правило, используемое (официально) в отсутствие необходимой нормы в законодательстве;
- обыкновение (usage), то есть системная совокупность конкретных фактов обычной практики (обычного поведения), которая связана с применением (неофициальным) некого правила (обычая), не поддержанного обществом (государством) напрямую [хотя подобная практика может фактически тем или иным образом получать косвенную поддержку общества (государства)].
Понятия «обычай» и «обыкновение» По поводу обычая и обыкновения, а также их разграничени я см ., напр .: Ровн ый В. В. Обычай в частном праве . — Иркутск , 2004. — С. 33–34, 64; rebech P. at al . The Role of Customary Law in Sustainable Development . — Cambridge , 2005. — P. 28; Наумкина В. В. Соотно шение категорий «правовой об ычай » и «об ыкновение » // Materially V Miedzy narodowej na ukowi — praktycznej konferencji «Naukowa przestrzen Europy — 2009». Vol . 9, Prawo . — Przemysl : Nauka i st udia , 2009. — C. 13–17; Черн як Л. Ю. К вопросу соотно шени я пон ятий «об ычай » и «об ыкновение » в теории международного права // Сибирский юридический вестник , 2014, Выпуск № 4 (67). — С. 139.
О врачебной этике
Обычные нормы (в частности, правовые обычаи) и обыкновения являются компонентами такого фундаментального для общества института, как «обычное (обыденное, привычное, повседневное)», существующее в жизни людей, — института, который является одной из основ стабильности и определенности индивидуальной человеческой жизни и существования общества в целом.
Согласно утверждению Т. Ю. Скопинцевой, «повседневность — это мир обычной — по обычаю — жизни человека, его житейский опыт, здравый смысл, [где] складывается его ментальность — „стартовые“ представления о мире». В формировании повседневности большое значение играет привычка.
Еще Аристотель отмечал связь привычки с тем нравственным (этичным) поведением, которое становится обычным (обыденным) для человека (а этичное поведение, очевидным образом, достаточно важный аспект врачевания). Аристотель говорил, что добродетель нравственная (ethike) «рождается привычкой (ex ethoys), откуда и получила название; от „этос“ при небольшом изменении [буквы]». Отсюда можно заключить, что обычаи (обыкновения), одним из видов которых являются этико-медицинские правила, представляют собой значимые инструменты обеспечения нравственности (этичности) в поведении человека, в том числе в осуществлении надлежащего врачевания.
Четкая структура Структура обычных норм и обыкновений имеет много общих черт. Она включает в себя два следующих элемента:
- обычное правило,
- обычную практику (обычное поведение).
Подобное структурирование, которое часто используется в настоящее время, известно достаточно давно. Его истоки, а также истоки деления современных форм обычая на правовой обычай и обыкновение можно обнаружить в следующем определении, которое было дано энциклопедистом, жившим в раннем Средневековье (ок. 570–636 гг.), архиепископом Севильи в вестготской Испании св. Исидором Севильским: «Обычай (custom) — это своего рода правовая норма (от лат. Ius — право), которая введена в действие обычной практикой (usages, то есть обыкновениями) и которую все признают (accepted) в качестве правовой нормы (law) в тех случаях, когда принятая в установленном порядке правовая норма (от лат. lex — закон) отсутствует». Можно заметить, что это средневековое определение обычая и условий его применения имеет много общих черт с приведенным ранее содержанием современного легального определения обычая и условий юридической обоснованности его использования, которое закреплено в статье 5 ГК РФ.
Далее в статье:
Движение назад: от закона к обычаю
Работа «современного Гиппократа»
Роль ассоциаций
Стандарты и протоколы
Детально о soft law
На примере работы Совета
Soft law петровских времен
«Никакого вина и овощей не давать»
От стационара к амбулатории
Амбулаторий Российской империи
Диета от Мудрова
Диетотерапия в СССР
Первая советская столовая
Правила домашнего питания в СССР
Медицинский диетомор — а был ли он?
За отсутствием доказательств
Детально о «тоталитарной» медицине
Выводы
Литература. Часть 4
Национальная Ассоциация Клинического Питания
Вебинары по организации лечебного питания — nakp.org
Подписаться на анонсыУчастие в вебинарах бесплатно.
Оставить комментарий