Skip to main content
Снижение цен на архивные номepa – ПОДРОБНЕЕ

Правовые режимы приготовления лечебного питания: от современного общества к традиционному и обратно. Часть 4 заключение

Источник белка высокой биологической ценности

Белковая смесь (СБКС) Дисо Нутримун для сбалансированного питания

Подробнее

Подпишитесь на рассылку

Читайте первыми новости и новые номера журнала «Практическая диетология»


Поделиться:  

Обычаи, обыкновения и предъявляемые требования в сфере регулирования приготовления здорового (лечебного) питания

Ранее уже говорилось, что обычаи (обыкновения, обычно предъявляемые требования) и в традиционном (архаическом), и в модернизационном (современном) обществе использовались и используются для регулирования отношений, связанных со здоровым (лечебным) питанием. Примером современной правовой нормы, ориентирующей на официальное (юридически обоснованное) применение этих инструментов регулирования, является правило, закрепленное в пункте 2.1 Гигиенических требований к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.1078-01), утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001. В соответствии с ним, обычно предъявляемыми требованиями устанавливаются органолептические и физико-химические показатели пищевых продуктов.

Во времена Гиппократа регулирование отношений, связанных с приготовлением здорового (лечебного) питания, также осуществлялось на основании обычаев (обыкновений), представляющих собой этико-медицинские правила. Отметим, что с организационно-правовой точки зрения медицинские обычаи (обыкновения) являются типичной и постоянно осуществляемой клинической практикой, которой придерживается большинство врачевателей (медицинских работников).

Под покровом тайны

Медицинские обычаи (обыкновения, обычно предъявляемые требования) — это фактически некие инструменты «саморегулирования», которые остались нам в наследство от архаического общества. Причем их содержание формируется так же, как и в этом обществе, то есть преимущественно молчаливо («под покровом тайны»).

Если рассмотреть применение данных архаических инструментов в историческом аспекте, то можно утверждать следующее. Нарождающееся в ходе исторического процесса государство практически не регулировало отношения по врачеванию, а также тесно связанные с ними отношения, например по приготовлению здорового (лечебного) питания. Этим регулированием фактически занималось только общество. На подобную ситуацию, в частности, сетовал Гиппократ, говоря, что «в государствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестия, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно неотделимо». Однако с признанием государством (в ряде ситуаций) повышенной значимости соответствующих отношений, в том числе и отношений по приготовлению здорового (лечебного) питания, возникла проблема участия государства в их регулировании.

И регулирование медицинских и тесно связанных с ними отношений стало постепенно проходить путь от архаического обычая к правовому (юридически признанному) обычаю, а затем — к норме законодательства. Причем иногда возвращаясь обратно. Последнее обстоятельство способствовало тому, что обычаи — в качестве инструментов регулирования — в определенных ситуациях продолжали и продолжают юридически признаваться и/или использоваться на практике (о чем говорилось ранее). Но использоваться в качестве особых инструментов — инструментов, требующих учета того, что они пришли в современное общество из общества, имеющего иную природу (из архаического общества). Последнее обстоятельство не позволяло и не позволяет, в ряде случаев, официально применять обычаи без придания им определенной формы. К формам обычая, используемым в современном обществе, можно, в частности, отнести:

  1. правовой обычай (custom), который рассматривается как обычно применяемое и поддерживаемое обществом (государством) правило, используемое (официально) в отсутствие необходимой нормы в законодательстве;
  2. обыкновение (usage), то есть системная совокупность конкретных фактов обычной практики (обычного поведения), которая связана с применением (неофициальным) некого правила (обычая), не поддержанного обществом (государством) напрямую [хотя подобная практика может фактически тем или иным образом получать косвенную поддержку общества (государства)].

 Формы обычая

Понятия «обычай» и «обыкновение» По поводу обычая и обыкновения, а также их разграничени я см ., напр .: Ровн ый В. В. Обычай в частном праве . — Иркутск , 2004. — С. 33–34, 64; rebech P. at al . The Role of Customary Law in Sustainable Development . — Cambridge , 2005. — P. 28; Наумкина В. В. Соотно шение категорий «правовой об ычай » и «об ыкновение » // Materially V Miedzy narodowej na ukowi — praktycznej konferencji «Naukowa przestrzen Europy — 2009». Vol . 9, Prawo . — Przemysl : Nauka i st udia , 2009. — C. 13–17; Черн як Л. Ю. К вопросу соотно шени я пон ятий «об ычай » и «об ыкновение » в теории международного права // Сибирский юридический вестник , 2014, Выпуск № 4 (67). — С. 139.

О врачебной этике

Обычные нормы (в частности, правовые обычаи) и обыкновения являются компонентами такого фундаментального для общества института, как «обычное (обыденное, привычное, повседневное)», существующее в жизни людей, — института, который является одной из основ стабильности и определенности индивидуальной человеческой жизни и существования общества в целом.

Согласно утверждению Т. Ю. Скопинцевой, «повседневность — это мир обычной — по обычаю — жизни человека, его житейский опыт, здравый смысл, [где] складывается его ментальность — „стартовые“ представления о мире». В формировании повседневности большое значение играет привычка.

Еще Аристотель отмечал связь привычки с тем нравственным (этичным) поведением, которое становится обычным (обыденным) для человека (а этичное поведение, очевидным образом, достаточно важный аспект врачевания). Аристотель говорил, что добродетель нравственная (ethike) «рождается привычкой (ex ethoys), откуда и получила название; от „этос“ при небольшом изменении [буквы]». Отсюда можно заключить, что обычаи (обыкновения), одним из видов которых являются этико-медицинские правила, представляют собой значимые инструменты обеспечения нравственности (этичности) в поведении человека, в том числе в осуществлении надлежащего врачевания.

Четкая структура Структура обычных норм и обыкновений имеет много общих черт. Она включает в себя два следующих элемента:

  1. обычное правило,
  2. обычную практику (обычное поведение).

Подобное структурирование, которое часто используется в настоящее время, известно достаточно давно. Его истоки, а также истоки деления современных форм обычая на правовой обычай и обыкновение можно обнаружить в следующем определении, которое было дано энциклопедистом, жившим в раннем Средневековье (ок. 570–636 гг.), архиепископом Севильи в вестготской Испании св. Исидором Севильским: «Обычай (custom) — это своего рода правовая норма (от лат. Ius — право), которая введена в действие обычной практикой (usages, то есть обыкновениями) и которую все признают (accepted) в качестве правовой нормы (law) в тех случаях, когда принятая в установленном порядке правовая норма (от лат. lex — закон) отсутствует». Можно заметить, что это средневековое определение обычая и условий его применения имеет много общих черт с приведенным ранее содержанием современного легального определения обычая и условий юридической обоснованности его использования, которое закреплено в статье 5 ГК РФ.

Далее в статье:

Движение назад: от закона к обычаю

Работа «современного Гиппократа»

Роль ассоциаций

Стандарты и протоколы

Детально о soft law

На примере работы Совета

Soft law петровских времен

«Никакого вина и овощей не давать»

От стационара к амбулатории

Амбулаторий Российской империи

Диета от Мудрова

Диетотерапия в СССР

Первая советская столовая

Правила домашнего питания в СССР

Медицинский диетомор — а был ли он?

За отсутствием доказательств

Детально о «тоталитарной» медицине

Выводы

Литература. Часть 4

Поделиться:  

Национальная Ассоциация Клинического Питания

Вебинары по организации лечебного питания — nakp.org

Подписаться на анонсы

Участие в вебинарах бесплатно.

Вам также понравится

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


    Fatal error: Uncaught Error: Call to a member function get_image_urls() on null in /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/lazy-load/class-lazy-load-transform.php:321 Stack trace: #0 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/lazy-load/class-lazy-load-transform.php(310): Smush\Core\Lazy_Load\Lazy_Load_Transform->maybe_lazy_load_source_element(Object(Smush\Core\Parser\Element)) #1 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/lazy-load/class-lazy-load-transform.php(304): Smush\Core\Lazy_Load\Lazy_Load_Transform->transform_image_element(Object(Smush\Core\Parser\Element)) #2 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/lazy-load/class-lazy-load-transform.php(55): Smush\Core\Lazy_Load\Lazy_Load_Transform->transform_image_elements(Object(Smush\Core\Parser\Page)) #3 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/transform/class-transformer.php(54): Smush\Core\Lazy_Load\Lazy_Load_Transform->transform_page(Object(Smush\Core\Parser\Page)) #4 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/transform/class-transformer.php(45): Smush\Core\Transform\Transformer->apply_transform_to_content(Object(Smush\Core\Lazy_Load\Lazy_Load_Transform), '<!DOCTYPE html>...', 'https://praktik...') #5 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/transform/class-transformation-controller.php(49): Smush\Core\Transform\Transformer->transform_content('<!DOCTYPE html>...', 'https://praktik...') #6 [internal function]: Smush\Core\Transform\Transformation_Controller->transform_content('<!DOCTYPE html>...', 9) #7 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-includes/functions.php(5420): ob_end_flush() #8 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-includes/class-wp-hook.php(324): wp_ob_end_flush_all('') #9 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-includes/class-wp-hook.php(348): WP_Hook->apply_filters('', Array) #10 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-includes/plugin.php(517): WP_Hook->do_action(Array) #11 /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-includes/load.php(1270): do_action('shutdown') #12 [internal function]: shutdown_action_hook() #13 {main} thrown in /var/www/u0022127/data/www/praktik-dietolog.ru/wp-content/plugins/wp-smush-pro/core/lazy-load/class-lazy-load-transform.php on line 321