Новости

Российские предприятия общественного питания приняли антикризисную стратегию

Ситуация на российском ресторанном рынке в 2015 году далека от стабилизации и продолжает ухудшаться. Скидки на меню, комбинированные предложения и промо-­акции помогают российским ресторанам компенсировать снижение спроса, вызванного экономическим кризисом, сообщает глобальная исследовательская компания в сфере общественного питания NPD Group.

За 12 месяцев (с апреля 2014 по март 2015), согласно исследовательской компании The NPD Group, количество посещений предприятий общественного питания (включая столовые) снизилось на 1%, что равноценно потере 12 миллионов клиентов. Однако первая половина прошлого года была вполне успешной для рестораторов, поэтому годовые данные не показывают всей серьезности ситуации: всего за первые 3 месяца 2015 года ресторанный рынок потерял 5% визитов по сравнению с прошлым годом, а в апреле падение составило уже 7%, то есть негативные тенденции только усугубляются.

Предприятия общественного питания активно реагируют на сокращение количества клиентов новыми акциями и заманчивыми предложениями, которые не оставляют потребителей равнодушными – так, походы в рестораны с использованием различных промо-предложений (бизнес-­ланчи, купоны, подарки, скидки для студентов, «купи один продукт, получи другой бесплатно»...) не только не снизились, но смогли привлечь дополнительны посещения, которые выразились в приросте «промо-­трафика» (клиентов, участвующих в таких акциях) на 3% за 12 месяцев на конец марта 2015 года. Та же положительная динамика прослеживается и в первом квартале: промо предложения снова принесли дополнительные 3% посещений по сравнению с промо-­‐визитами прошлого года, что отчасти скомпенсировало общий отток клиентов.

Важно отметить, что разные типы ресторанов в разной степени смогли воспользоваться этой антикризисной стратегией. Эффективнее всего промо-­акции «сработали» в ресторанах быстрого питания, посещения которых до сих пор растут (на 3% за последние 12 месяцев и на 1% за первый квартал 2015). Их рост во многом обусловлен невысокими ценами (которые также привлекают клиентов из более дорогих ресторанных сегментов), а также использованием специальных промо-­предложений. Примерно треть всех посетителей фастфуда использует комбо блюда и промо-предложения. Доля таких предложений колеблется от 30 до 40% от всех посещений в зависимости от сегмента ресторана быстрого питания (бургерные концепции, продажа сэндвичей и хот-­догов, уличные киоски, азиатские концепции, доставка пиццы и русские концепции быстрого питания (блинные, пирожковые...).

За последние 12 месяцев посещения ресторанов быстрого питания с использованием промо предложений выросли на 10%, что во многом помогло фастфуду не только «остаться на плаву», но и вырасти в этот непростой период. Потребители, все же решившие зайти в ресторан, стали более экономными и осмотрительными, чем в «докризисные» времена. Клиент стал заказывать меньше блюд и заменять дорогие позиции в меню более дешевыми. В основном «пострадавшими» (потребление которых упало) стали продукты и напитки, которым легко найти замену дома (например, чаи и десерты), либо недешевые категории меню, такие как алкогольные напитки. Тем не менее, есть и блюда, заказывать которые стали чаще: за 12 месяцев на конец марта 2015 года в ресторанах быстрого питания выросло потребление кофейных напитков (+9% визитов, включающих кофе), блюд для завтрака (+11%), пасты и азиатской лапши (+19%), а также супов (+6%).

В более дорогих ресторанах с обслуживанием официантами посещения упали на 15% в первом квартале 2015 года, и это сказалось почти на всех категориях продуктов и напитков. Редкими исключениями стали кофе, а также недорогие прохладительные напитки (морс, квас), которые стали чаще заказывать в традиционных ресторанах взамен более дорогих соков и газированных напитков.

“Падение потребительского спроса продолжается, а значит российский рынок общественного питания продолжит снижаться в 2015 году,” говорит Мария Бертош, ведущий эксперт рынка общественного питания NPD Group. “Рестораны должны адаптировать свою ценовую политику для разных групп покупателей, в том числе и с более низким бюджетом. Тем не менее, только смена ценового формата не всегда успешна, особенно в условиях растущей инфляции. Затяжной кризис, в котором мы сейчас находимся, ставит перед рестораторами вопросы о необходимости провести аудит своей стратегии на соответствие концепции ресторана сегодняшним условиям и сегодняшнему потребителю.»

Источник: NPD Group

Top