Новости

Закон об ограничении табакокурения возвращён в Минздрав

Беседовавшие с агентством «Прайм» эксперты пришли к выводу, что прежде чем вносить повторно один раз уже отклонённый закон, Минздраву придётся его существенно доработать.

Этот законопроект в правительство вносило ещё мнсоцздравразвития 20 мая – в последний день своего существования. Так, что есть основания предполагать, что пакет документов сотрудники ныне несуществующего ведомства готовили в большой спешке. Уже на следующий день только что вступившая в должность министр здравоохранения В. Скворцова проинформировала СМИ о возвращении законопроекта. Т. Яковлева – зампред профильного комитета Госдумы тем временем пояснила, что претензии к тексту законопроекта чисто технические, некоторые документы проекта были составлены не по форме. К содержанию документов, по словам Яковлевой ни у правительства, ни у членов думского комитета претензий не было. Однако, многие эксперты уверены, что при доработке законопроекта в него обязательно будут внесены изменения и смыслового характера, причём изменения скорее всего коснуться некоторых ключевых положений.

Напомним ключевые положения внесённого законопроекта. Во-первых там предусмотрен полный запрет курения в подавляющем большинстве мест общего пользования, например в подъездах, на лифтовых и лестничных площадках жилых домов, на всём транспорте, в том числе, в на вокзалах, перронах, у входов на железнодорожные, аэро и автовокзалы и в во всех поездах, независимо от времени следования, да и вообще везде, кроме собственной квартиры или северного полюса.

Во второй части проекта прописано установление минимальной (весьма высокой) розничной цены на любые табачные изделия, запрет их реализации в мелких торговых точках, таких как ларьки или киоски. Табак и изделия из него можно будет продавать исключительно в магазинах, причём размер торговой площади магазина на может быть меньше 50 кв. метров. (Правда для сельской местности сделали послабления, там разрешено продавать сигареты магазинам от 25 кв.м.) К тому же, и в тех магазинах, где курево продаваться всё же будет, его открытую выкладку на витрины тоже хотят запретить. Чтобы выяснить наличие или цену на интересующую марку сигарет, потребитель будет вынужден обращаться к работнику прилавка.

Дело, пожалуй, всё таки нетехнических неточностях.

Ген. Директор «Табакпрома» В. Желнин заявил, что, хотя ему и не известно точно формулировка с которой документ был возвращён разработчикам, зато ему отлично известно, что именно этот проект не проходил процедуру оценки его регулирующей эффективности, которую прошли все подобные законы и которая должна обсуждаться публично. Так что по словам Желнина, он надеется, что некоторые претензии давно высказанные к содержанию проекта будут учтены, на что может уйти довольно много времени.

В. Желнин пояснил, что, прежде всего, замечания были к планам на введение таких мер, как внеакцизная фиксация минимальных цен, которое неизбежно влекло создание нерыночной ситуации на табачном рынке России, а также желание запретить торговлю сигаретами в маленьких магазинах, и запрещение выкладки – в больших.

М. Королёв, руководитель информационного агентства также считает, что законопроект был возвращён для более серьёзной доработки, чем проверка правильности расстановки знаков препинания. Он заявил, что именно этого пытаются добиться, как представители производителей табачных изделий, так и многие ведомства, которые недовольны прежде всего запретом выкладки, а также планируемым фиксированием минимальных цен а также запретами на продажу в зависимости от размеров магазинов.

Ещё он сказал, что по его оценке само проведение процедуры внесения документа в правительство говорит о некоторой небрежности Минздрава, касаемо этого документа. Например, по его словам, запрет на витринную выкладку является радикальной мерой, которая меняет весь рынок, причём с никем не просчитанными последствиями. Сейчас мирового опыта применения данной меры просто не существует, поскольку она стала применяться совсем недавно и в очень ограниченном количестве стран, вроде Канады. Такую меру трудно согласовать с ведомствами, занимающимися экономикой, которые оценивают риски, но, по словам Королёва, в Минздраве ничего не хотят слышать, чужие мнения игнорируют и продолжают настаивать на своём. Так же он отметил, что данный законопроект вносился всё-таки другим ведомством, с другим составом руководства, можно сказать «напоследок» и выразил надежду, что при новом руководстве к созданию законопроекта подойдут иначе. Так же Королёв предположил, что внесение законопроекта могло преследовать какие-то цели не связанные с его принятием.

Источник, близкий к кругам крупнейших производителей табака сообщил, что бывшее минсоцздравразвития при подготовке антитабачного законопроекта имело некоторые проблемы в согласовании документа с рядом крупных и влиятельных министерств. Среди которых назывались Минфин, Минсельхоз, Минкульт Минэкономразвития и Минпромторг. Например, недовольство Минкульта вызвал планируемый Минсоцздравразвития полный запрет для производителей табака любой поддержкии некоторых культурных институтов и отдельных мероприятий методом филантропии, что совершенство не похоже на спонсорство или продвижения брендов. По законопроекту, возвращённому из правительства, значительных средств могли лишиться Эрмитаж, ГАБТ и многие крупные музеи. Ещё источник уточнил, что Минэкономразвития не были проведены ни оценка регулирующей эффективности, ни антикоррупционной экспертизы из-за спешки минсоцздравразвития с внесением проекта в правительство.

Источник отметил, что закон хотели внести «во что бы то ни стало». Ещё он заявил, что высказывание, уже нового министра здравоохранениея, Скворцовой среднем и малом табачном бизнесе совершенно непонятны. 21 мая Скворцова в частности заявила, что ни малого, ни среднего табачного бизнеса в России просто нет, но по её словам, они ещё и исчезнуть должны. Министр считает что производством занимаются только крупные компании, а маленькие торговые точки, где пока ещё продаются сигареты так же нельзя считать «табачным бизнесом», поскольку там продаются и другие виды товаров.

Производители все-таки сумели повлиять

Такое мнение высказал Д. Янин, первое лицо в КонфОП. Он перечислил все крупнейшие мировые производящие табачные изделия, компании и заявил, что законопроект не был согласован именно с ними, а Минэкономразвития, как и некоторые другие министерства, стал всего лишь их рупором. Он заявил, что располагает прямыми доказательствами вмешательства известных табачных фирм во внутренние дела России и процесс законотворчества. Так же Янин сказал, что он надеется, что в конце концов победит то крыло в правительстве, которое стоит на жёсткой антитабачной платформе, тем более, что именно оно пользуется поддержкой нынешнего президента В. Путина, который лично ещё будучи председателем правительства в 2010 году создавал антитабачную концепцию, с которой нынешний проект Минздрава полностью совпал.

Янин также заявил, что скоро можно будет проверить, было ли возвращение законопроекта мерой чисто технической. Крайним сроком рассмотрения данного законопроекта является уже 1 ноября текущего года, тогда и станет видно, сохранятся в законе все его смысловые положения или нет. Янин сказал, что все поправки требуются только табачному бизнесу для сохранения огромного рынка, а по словам общественного деятеля, если позволить производителям табака исправить проект закона, то в нём сохранится только запрет на курения в детских дошкольных учреждениях.

А в пресс-службе Японской международной табачной компании сказали, что там надеются, на то, что новое руководство Минздрава и правительства будет пытаться действовать системно и комплексно и сумеют создать действительно эффективный правовой механизм, который поможет достичь выбранной цели. Там отметили, что предлагаемый сейчас путь тотальных запретов ведёт в тупик и способен привести к весьма негативным последствиям.

Top