Новости

Депутаты хотят запретить всякую рекламу лекарств

Профильный Комитет Госдумы во главе со своим председателем С. Калашниковым занялся подготовкой проекта закона о полном запрещении рекламы каких бы то ни было медицинских препаратов. Депутаты думают, что эта мера поможет заставить граждан прекратить занятия самолечением.

Ныне действующие законы допускают рекламу исключительно безрецептурных лекарств. Но это – 50% от всего розничного рынка медицинских препаратов. Если готовящийся законопроект будет принят, производители лекарств будут вынуждены существенно увеличить траты на продвижение своего товара, что неизбежно, вызовет и рост розничных цен.

Впрочем, не всё так страшно. С Калашников хотя и говорит о «полном запрещении рекламы лекарств» и необходимости применения любых препаратов только по рецепту, тут же и делает оговорку, что, возможно, мол, это всё-таки не коснётся некоторых лекарств, вроде противогриппозных. Ещё он уточнил, что определение списка препаратов, для которых реклама будет разрешена, планируется возложить на минздрав. Из его слов напрашивается логический вывод, что «полного запрещения» всё же не планируется. В любом, случае, пока, все инициативы и предложения находятся ещё на стадии проработок и обсуждений.

А из Минздрава сообщили, что какие-либо комментарии станут возможны только после появления текста законопроекта, хотя бы и в черновом варианте.

Д. Мелик-Гусейнов, директор фирмы Cegedim Strategic Data предполагает, что в результате надо ждать появления новых поправок к существующему закону о рекламе, закрывающих медицинским препаратам путь на экраны и страницы СМИ.

Топ. Менеджер «Фармэксперта» Н. Беспалов отмечает, что в настоящее время в России допускается реклама исключительно безрецептурных лекарств. (Препараты для покупки которых требуется рецепт рекламируются только в специальных изданиях). Но и на такую рекламу уже действует ряд ограничений: запрещено использование образа «человека в белом халате», обязательны предупреждения об опасности возникновения побочных эффектов и другие. Эти меры г-н Беспалов называет достаточными. Он так же напомнил об огромном объёме рынка безрецептурных лекарств, который в 2011 г. достиг 8,1 млрд $, из которых его розничный участок «переварил» 7.8 млрд. А это, как уже отмечалось, 50% всего розничного рынка, и именно туда в основном направлена реклама.

Один из директоров Synovate Comcon Г. Иноземцев занимает взвешенную позицию. Он согласен с тем, что рекламу необходимо регулировать и контролировать, но предостерегает от крайностей. Он указывает, что, в Европе, например, нет ни единого государства, полностью запретившего рекламу лекарств, в том числе и безрецептцрных. Он считает нормальной ситуацию, когда при лёгком недомогании человек может, не обращаясь к врачу купить в аптеке нужное ему лекарство.

Директор аптечной сети «Ригла» А. Кузин уверен, что грядущий запрет на рекламу любых препаратов его бизнес не затронет. Он думает, что в этом случае спрос начнёт разогреваться в иных сегментах, к примеру, может начать расти ниша БАТ. Впрочем, А Кузин не забыл напомнить, что реклама безрецептурных (а речь только о них) лекарств разрешена во всём мире. Ещё он предупреждает, что новый драконовский закон, в случае его принятия, ударит по производителям, которые пытаются вывести на рынок новые лекарства. И он так же предупреждает о вероятном росте цен.

Top