Новости

В России стартовал проект по оптимизации питания детей в онкологических стационарах

В Москве, в рамках V межрегионального симпозиума Национального общества детских гематологов и онкологов прошла пресс-конференция, посвященная проблеме питания детей, больных онкологическими заболеваниями. Открывая встречу, директор федерального научно-клинического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, главный детский гематолог МЗ РФ, доктор медицинских наук, профессор Александр Румянцев рассказал, что центр начинает работу над уникальным проектом по оптимизации питания больных детей.

В настоящее время, прояснил он, в центре одновременно лечатся примерно 400 детей, и рациональное питание очень важно для стабилизации состояния ребенка. Известно, что решение проблемы нутритивной недостаточности, то есть дисбаланса питательных веществ онкологических пациентов — это одна из важных проблем в здравоохранении. Во время заболевания у ребенка кардинальным образом меняется обмен веществ в организме, поэтому пища должна содержать белок, комплекс витаминов, антиоксидантов, питательных веществ и добавок. В домашних условиях, сказал Румянцев, приготовить такую пищу невозможно. В стационарах этими вопросами занимается клинические диетологи. «Другое дело, — сказал он, — что таких специалистов у нас почти нет. Их надо готовить, и, желательно, из врачей, которые уже имеют специальность. В данном случае  ими могут стать педиатры, работающие  в качестве экспертов-консультантов».

«Что же касается наших детей, — заметил Румянцев. — То при исследовании выздоравливающих пациентов, получающих санаторно-курортное лечение, выяснилось, что примерно 40% детей, лечение которых закончилось 2-5 лет назад, имеют нутритивные проблемы. 80% детей имеют болезни желудочно-кишечного тракта.  Это – следствие недостатка внимания к организации питания во время болезни, причем проблема затрагивает большой комплекс как врачебных, так околоврачебных вопросов, которые в течение следующих пяти лет после поступления ребенка в больницу напрямую касаются семьи и родителей пациента».

Заместитель директора по научной работе, доктор медицинских наук, профессор Алексей Масчан добавил, что подход, при котором основной акцент делается только на лечение, химиотерапию и хирургические методы, себя уже изжил. Проблему терапии и профилактики болезни необходимо решать комплексно, причём вопрос терапевтического эффекта питания пациента приобретает все большую актуальность. Однако задача затруднена двумя факторами. Как и взрослым онколбольным, детям необходимо повышенное количество белка, но им также необходимо получать дополнительные питательные вещества для роста и развития. При этом во время лечения у них наблюдается спад аппетита, связанного с побочными эффектами проводимой комплексной терапии. Но ребенка трудно убедить в необходимости полноценного питания, если еда для него непривлекательна.

Об особенностях проекта рассказала заместитель директора по лечебной работе, главный врач центра детской гематологии, доктор медицинских наук, профессор Галина Новичкова. При организации нового формата работы клиники, пояснила она, в основном изучался международный опыт, так как в большинстве стран Европы лечебное питание уже является неотъемлемой частью комплексной терапии онкобольных детей. Прекрасно понимая, что качественная пища — это один ключевых моментов борьбы с заболеванием, в клинике отказались от стандартов, принятых в обычных лечебных учреждений страны,  в пользу так называемого «таблет-питания». Сложность этого рациона в том, что он требует  специально оборудованный пищеблок, полную стерильность помещения и особые навыки работы персонала. Еда развозится  по отделениям в специальных термоконтейнерах, исключающих проникновение инфекции. «Онкобольные дети питаются в палатах, — сказала Новичкова. — Собираться вместе им противопоказано, так как у них полностью отсутствует иммунитет».

Главная задачей была разработка меню, которое будет нравиться детям. Врачи сами придумывали его исходя из специфики больных. Однако, добавила Новичкова, в современной практике подавляющего большинства стационаров питанию уделяется крайне мало внимания. «Родители вынуждены сами готовить еду для детей, а это неправильно. Мы не знаем, из каких продуктов готовится еда, будет ли она полезна больному. В конце концов, родители должны не готовить, а находиться вместе с ребенком».

Профессор Румянцев добавил, что в настоящее время в центре работа над тем, чтобы предоставить государственные  дотации родителям, находящимся с детьми в стационаре. «Если мама находится с тяжело больным ребенком, то в больничных условиях ее питание и проживание должно быть включено в так называемый «стандарт нахождения ребенка в клинике». Необходимо, чтобы детские больницы превратились в клиники «мать-дитя». Особенно это важно для клиник федерального уровня, где больные дети приезжают вместе с родителями из отдаленных регионов».

К сожалению, продолжала Новичкова, пока не все разработки меню в рамках проекта могут быть внедрены в жизнь, так как в день на питание одного ребенка запланирована сумма всего в 232 рубля. Разумеется, это сильно ограничивает возможности больничной кухни, однако сейчас ведется активный поиск путей дополнительного финансирования детского питания.

Как пояснил Александр Румянцев, к тратам на питание в настоящее время есть два подхода. Один — государственно-бюджетный, который реализуется в государственных клиниках и ставит во главу угла стоимость продуктов. Другой – ресторанный, который распространен в частных клиниках, где упор делается на качество питания. Еда в этом случае оплачивается самими больными, а стоимость ее составляет минимум 700 рублей. Разумеется, отметил он,  центр не может себе позволить ресторанное меню, однако в настоящий момент в работе клиники намечается переход от государственной формы здравоохранения к системе государственно-частного партнёрства, что даст возможность изыскать дополнительные средства. Кроме того центр сотрудничает с благотворительными фондами, которые готовы выделять деньги, в частности, и на оплату продуктов. Таким образом, сумма, выделенная на питание, будет повышаться. «В любом случае, — заключил Румянцев, — вопрос заключается не в том, как накормить ребенка дешевле, а в том, как сделать еду качественной, и как, используя мировые разработки, восстанавливать у детей нутритивный статус».

Источник: www.ria-ami.ru

Top