Новости

Срок годности на этикетках обяжут печатать крупно

Планируется рассмотрение поправки к закону, защищающему права потребителей. Предполагается регламентировать размер надписи на этикетке о сроке годности товара. Теперь она должна будет занимать не меньше 10% от общей площади этикетки.

В настоящее время основную площадь этикеток занимают надписи и рисунки рекламного характера, а действительно важной для потребителей информации о сроке годности и составе продукта, выделяется очень мало площади, печатается она очень мелким, трудноразличимым, особенно для людей с ослабленным зрением, шрифтом. Благодаря этому некоторым торговым организациям удается успешно продавать товары с истекающим, а, зачастую, с уже и истекшим сроком годности. Поправка к закону должна будет положить этому конец.

Но многие эксперты относятся к внесенной поправке довольно скептически. По их мнению, информация о процентном содержании вредных веществ является для потребителей более важной.  Другие, как, например Д. Янин, который председательствует в правлении МКОП, считают, что нужно полностью регламентировать информацию, которую должны содержать этикетки пищевых продуктов. Именно так обстоит дело в США и Европейских странах. По мнению Д. Янина одно только увеличение  надписи о предельном сроке годности сильно потребителям не поможет. Однако на сегодняшний день подсчитано, что просроченных или опасны продуктов питания, причем таких важных, как хлеб, молоко и мясо в России сбывается примерно на 120 млрд рублей в год.

Эксперты опасаются, что реакцией на снижение возможности продаж просроченных продуктов станет увеличение количества товаров с высоким содержанием консервантов или других вредных веществ и неоправданно завышенным сроком годности. Многие эксперты согласны с тем, что 10 % площади этикетки для надписи о сроке годности – это слишком много, поскольку информация о составе продукта и условиях его хранения должна содержать гораздо больше информации.   

Кроме того, эксперты напоминают, что российские законы в этой области будут действовать всего лишь ещё год, поскольку после этого вступят в силу технические регламенты Таможенного Союза. Эксперты полагают, что требования, подобные тому, которое предусматривает обсуждаемая поправка к закону, должны указываться не в законодательстве, а именно в технических регламентах, в частности во вступающем через год в силу на территории стран ТС соответствующем техническом регламенте. 

Сейчас многие эксперты, в том числе В. Шелищ советуют потребителям, купившим просроченные товары сдавать их в торговые точки. Он уверяет, что большинство продавцов примут такой товар обратно и вернут деньги, даже если рассеянный покупатель не сохранит чек, поскольку продавцы не хотят скандалов и привлечения дополнительного внимания к этой стороне своей деятельности. При этом сниматься с продажи такой товар, скорее всего не будет. 

В настоящее время проверки магазинов проводятся редко, причем в большинстве случаях, они являются плановыми, то есть для проверяемых неожиданностью не становятся. В такой ситуации только самые ленивые продавцы не предпринимают заранее мер к тому, чтобы временно, перед ожидаемой проверкой, привести свое хозяйство в соответствие с нормами. Внеплановые проверки в настоящее время разрешено проводить только в случае жалоб граждан и, обязательно, с согласия прокуратуры, которая дает его не всегда.

Но несмотря на такой мягкий проверочный режим, две трети проводимых проверок все равно фиксируют различные нарушения. Эксперты объясняют это малым размером налагаемых в таких случаях штрафов, которые в среднем составляют около 3000 рублей и не являются серьёзными материальными потерями  даже для самых маленьких торговых точек.

П. Шелищ приводит в пример США, где выявленный при проверки магазина обман покупателей может обойтись владельцу торговой точки в миллионы. Эксперт считает, что гайки пора закручивать «по-взрослому».    

По материалам: rg.ru

Top