Мы едим, что бы?..
Источник белка высокой биологической ценности
Белковая смесь (СБКС) Дисо Нутримун для сбалансированного питания
ПодробнееПодпишитесь на рассылку
Читайте первыми новости и новые номера журнала «Практическая диетология»
EDIMUS, UT VIVAMUS, NON VIVIMUS, UT EDAMUS
(«Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»). Сократ
Всем известен медицинский постулат — при хроническом болевом синдроме желательно избегать длительного применения наркотических анальгетиков в связи с возможностью развития наркомании. За невидимой гранью они становятся самоцелью.
Конечно, мы не сравниваем напрямую наркотические препараты и пищу. Мы просто выделяем область изменений пищевого поведения, про которую с полным правом можно сказать — еда становится наркотиком. То есть употребление пищи перестает служить своему прямому назначению — обеспечению организма необходимыми веществами, а начинает решать какие-то совершенно другие задачи. Именно тогда человек начинает жить, чтобы есть. Что же превращает полезное и необходимое во вредное и ненужное?
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация I
«Еда — успокоение»
Младенец плачет — мама его кормит. Причем вне зависимости от того, по какой причине он плачет, он получает пищу (принцип кормления по требованию). И вот уже кормление для малыша равно общению с матерью.
Следствие — к физиологическим причинам, по которым еда гасит тревогу, подключается психологический механизм. Успокоение, возникающее от общения с матерью, сливается в подсознании с восприятием еды как противодействия тревоге. Механизм формируется в младенчестве и работает всю жизнь.
Ситуация II
«Ест — значит хороший»
Частично устаревшая ситуация, однако сформировавшая пищевые привычки многих поколений, — оценка человека по тому, как он ест. «Ты хороший мальчик, ты хорошо кушаешь» — эту фразу совершенно серьезно говорили нам наши родители и заботливые бабушки. Доедать до конца — значит быть хорошим, послушным. Не есть предложенное — это протест и даже оскорбление. По поводу отказа принимать угощение (есть или пить) существует множество шуток типа «Ты что, меня не уважаешь?». Отказ от предлагаемого угощения вызывает напряжение.
По готовности человека принимать пищу оценивалось не только его послушание, но и то, насколько он хорош как работник: «Кто хорошо ест, тот хорошо работает».
Следствие — человек ест, чтобы быть «хорошим».
Ситуация III
«Совместная еда»
Как вы думаете, какую роль играет в нашей жизни совместное принятие пищи?
Позвольте мне лирическое отступление, я расскажу о том, как осознала эту роль, увидев наши традиции через призму другой культуры.
В путешествиях нас часто поджидают открытия. Мы и едем путешествовать во многом за этими открытиями. Но вот то, что я узнала о еде на острове Бали, было для меня абсолютно неожиданным. Люди на Бали не едят совместно!
Выяснилось это случайно, гид рассказывал нам о мужских и женских обязанностях: они распределены по принципу инь и ян и кажутся не слишком логичными. Например, уборкой занимаются мужчины, а тяжести носят женщины. Допустим, мужчины могут заниматься уборкой (если рассматривать уровень физической нагрузки), если им так положено, но вот как женщины таскают тяжести — этот вопрос меня беспокоил, и я начала выпытывать у гида подробности. Оказалось, «тяжести» — это корзина овощей, которую несут на рынок. «А как же мебель?» — продолжала я волноваться о тяжелой судьбе балийских женщин. «Какая мебель?» — смеялся гид. Выяснилось, что спят они на циновках. «А стол? Обеденный стол ведь должен быть в семье», — выдала я последний козырь. Сами подумайте: какая семья без обеденного стола? Вот тут-то меня и поджидал удар. «Нет у них столов, — сообщил гид. — Они не едят вместе». Этого я представить не могла. «А как они едят?» — в полной растерянности я пыталась понять странные обычаи аборигенов. «Выходят на кухню, кладут в мисочку из листьев рис (большая кастрюля с приготовленным рисом обычно стоит на плите), садятся на корточки и едят, — ответил гид. — Если хочется разнообразия в продуктах, выходят на улицу, покупают что-нибудь к рису — в фургончиках, которые проезжают по улицам и останавливаются каждые 5–10 минут и продают креветки, шашлычки, приправы, овощи».
Вспомнив героев фильма Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии», вынужденных прятаться, чтобы поесть, я робко задала гиду свой последний вопрос о еде — «Могут ли члены семьи поесть вместе, если они одновременно захотели есть?». К счастью, оказалось, что это не запрещено. Выйдут одновременно, положат рис в листики, сядут на корточки и поедят. Специально синхронизировать время еды у балийцев не принято. И вот тут я добралась до причины своего шока — «А как же они общаются???» — вскрикнула я, увидев мысленным взором наши бесконечные застолья. Конечно, шок был из-за неожиданного контрастного взгляда на наши обычаи, а не из-за того, как едят на далеком Бали.
Мы говорим: «Пойдем попьем кофе», — предлагая коллеге или друзьям поболтать. Мы усаживаем за стол и угощаем гостей — как званых, так и совсем нежданных. Мы вытаскиваем из холодильника и шкафов все, что может послужить угощением для друзей, соседей и т. д., зашедших к нам поговорить, одолжить спички или соль.
Я никогда не замечала, как много обычаев, традиций, общения у нас привязано к еде. Ведь это естественно, так делают все и всегда. Пока не побывала на Бали и не узнала, что бывает по-другому. Кстати, гид мне ответил на заключительный мой вопрос — общаться там принято за совместной работой. Так-же сильно разделенной по гендерному признаку. Женщины шлифуют камни, плетут из листьев тарелочки, вяжут циновки и болтают. Мужчины обтачивают камни и дерево, режут овощи и… тоже болтают. Много болтают, целый день. Болтают все время, пока, сидя рядом, делают что-то руками. С… перерывом на еду! Есть-то они ходят поодиночке.
Разбор ситуаций
Итак, перед вами три ситуации, в которых еда становится не способом физиологического насыщения, а чем-то иным. Давайте посмотрим, какие уровни потребностей они затрагивают.
Напомню иерархию потребностей Абрахама Маслоу, которую мы разобрали в материале предыдущего номера «Неразумное поведение „человека разумного“».
- Базовые (физиологические) потребности —в еде, питье, сне, комфортных ощущениях тела, дыхании, продолжении рода.
- Потребности в безопасности, стабильности и уверенности в будущем, в предотвращении опасных изменений.
- Социальные потребности — в принадлежности к какой-то группе людей, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии и одобрении другими; в общении, социальных контактах.
- Потребности в уважении — в самоуважении, личных достижениях, уважении со стороны окружающих, признании, в определенном месте в коллективе.
- Потребности в самовыражении — в реализации потенциала и личностном росте, в самореализации в творчестве, эстетические потребности в достижении результатов, развитии.
Ищем альтернативу
В первой ситуации формируется привычка гасить тревогу едой. Попытка изменить пищевое поведение (есть меньше или есть другое — менее насыщенное вкусовыми ощущениями) воспринимается нашим подсознанием как прямой удар по безопасности. Изменить ситуацию мы сможем, только выработав альтернативные способы управления своей тревогой.
Укрепляем имидж
Во второй ситуации затронут наш имидж, статус. Стремление обладать определенным статусом относится к четвертому уровню потребностей — в почете и уважении. Наносить удар по имиджу ничуть не менее болезненно, чем по безопасности. В одном из предыдущих номеров журнала мы обсуждали преодоление барьеров на пути к здоровому образу жизни. Одним из таких барьеров является стереотип «Имидж — это все или же это зависимость от социального одобрения». Напомню подход, который мы разбирали.
«Этот стереотип наглядно проявляется, например, когда подросток безо всякого физического удовольствия курит, чтобы выглядеть достойно в глазах своей компании. Такой же принцип часто срабатывает и в случае с соблюдением диеты. Многие взрослые люди считают невозможным для себя соблюдать диету в присутствии друзей, коллег и других значимых любителей. Вместо того чтобы следовать истинным желаниям своего организма, они идут на поводу у окружающих: «Предпочитаю вкусно поесть и крепко выпить».
Что делать?
Конечно, лучше всего, если пациент уверенно скажет окружающим: «Это я не ем, у меня здоровое (специальное лечебное) питание». Однако в задачу диетолога не входит развитие ассертивного (уверенного) поведения пациентов. Да и времени на это нужно гораздо больше, чем длится прием. Поэтому самый безопасный способ — помочь пациенту найти вариант, который не будет вступать в противоречие с этим стереотипом. Это может быть как маскировка диеты, так и легенда, объясняющая ее необходимость и при этом вполне социально желательная с точки зрения пациента (например, говорить окружающим не о строгих ограничениях врача из-за определенного недуга, а о внезапных вкусовых изменениях, произошедших, например, после поездки в ту или иную страну).
Если у диетолога есть возможность пообщаться с пациентом подольше, то можно воздействовать на его желаемый имидж, показывая примеры интересных, значимых для него людей, которые ведут здоровый образ жизни. Таким образом, влияние социума останется, но сам социум несколько изменится.
Не отказываясь от традиций
И наконец, наша третья ситуация — в которой огромная часть нашего общения связывается с совместным принятием пищи. Это третий уровень потребностей — социальный. Лишаясь традиции совместной еды, мы как будто лишаемся комфортного самоощущения в социуме, чувства принадлежности к группе. Это также болезненно. Поэтому разумнее говорить не об отказе, а о формировании новых привычек — как в рамках совместного принятия пищи, так и вне их.
Например, для застолья не обязательно готовить одну лишь выпечку, жирные и жареные блюда или заправлять все салаты майонезом. Можно изменить меню своих торжеств, сделав акцент на простых овощных закусках, белковых продуктах. Или во время встреч с коллегами «за чашечкой кофе» в кафе или столовой не обязательно заедать горячий напиток булочкой или конфетой, можно угостить себя, например, вкусным свежим салатом с кусочком сыра и ржаного хлеба.
Свободный выбор
Во всех подобных случаях речь идет о возвращении еде ее исходного смысла, о снятии с трапезы дополнительной «наркотической» нагрузки. Потому что только свободный от зависимости человек готов к разумным действиям, к формированию здоровых пищевых привычек.
А о том, как развивать эти привычки, используя принципы нейропластичности — способности нашего мозга к изменениям, мы будем говорить в следующем номере.
Национальная Ассоциация Клинического Питания
Вебинары по организации лечебного питания — nakp.org
Подписаться на анонсыУчастие в вебинарах бесплатно.
Оставить комментарий