Skip to main content
Снижение цен на архивные номepa – ПОДРОБНЕЕ

«Мистические » результаты. Как достичь поставленной цели

Источник белка высокой биологической ценности

Белковая смесь (СБКС) Дисо Нутримун для сбалансированного питания

Подробнее

Подпишитесь на рассылку

Читайте первыми новости и новые номера журнала «Практическая диетология»


Поделиться:  

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н., учредитель и руководитель проекта «Психология здоровья», г. Москва


автор: А. Ж. Моносова к. псх. н., учредитель и руководитель проекта «Психология здоровья», г. Москва

Продолжаем тему целеполагания и ресурсного состояния, которую начали рассматривать в предыдущем номере журнала «Практическая диетология» No 1 (29).


Цель вижу. Препятствия… какие препятствия?

Возможно, вы уже используете SMART — инструмент эффективной постановки цели. Привычный классический, удобный в использовании, сообщающий нам простые и логичные критерии: цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и привязанной ко времени.

SMART

Specific Конкретная
Measurable Измеримая
Achievable Достижимая
Relevant Релевантная
Time-bounded Ограниченная во времени

Если применять SMART честно и добросовестно, то он дает гораздо больше, чем просто четкая постановка цели, позволяющая не потерять информацию при передаче и эффективно декомпозировать ее на подцели и задачи.

Меня не перестают радовать удивительные «совпадения», связанные с этим инструментом. На тренингах мы делаем упражнение (вскоре я предложу его выполнить вам), в котором переформулируем цели. Причем я всегда прошу выбрать реальные цели, которые почему-то не реализуются. А дальше цели начинают исполняться — точно в соответствии с формулировкой и в поставленный срок. Почему так получается? Это можно было бы назвать мистикой, если бы не повторяемость результата и уже существующие научные эксперименты и объяснения.

В прошлой статье мы уже рассматривали некоторые психологические и мозговые механизмы целеполагания. Сегодня мы обратимся еще к нескольким экспериментам последнего времени, чтобы обсудить важный момент — почему же так важно, чтобы цель соответствовала критериям SMART.

Но сначала — упражнение-эксперимент.

Упражнение-эксперимент

Выберите цель. Свою, реальную. Сложность не важна — можно маленькую и простую, можно большую и сложную. Интереснее всего ту, которая никак не реализуется, хотя вы давно этого хотите. Либо не можете приступить. Если таких нет, можно взять просто свою реальную цель.

Шаг 1. Запишите ее. Обязательно запишите полностью — как если бы вы хотели письменно ее кому-то сообщить, ничего не объясняя на словах дополнительно.

Шаг 2. Анализируем вашу формулировку (это важно — не то, что вы держите в голове дополнительно, а то, что вы написали). Анализируем по критериям SMART.

Например, если я скажу, что поставила цель похудеть, как вы ее оцените?

Specific

Конкретная ли моя цель? Вы видите в этой формулировке четкий образ результата? Вам понятно, чего я хочу — вернуться к прошлогоднему размеру одежды на номер меньше или выйти на подиум?

Нет, ничего этого из моей формулировки не следует. Она НЕконкретная.

Measurable

И, как следствие, НЕизмеримая. Неконкретную цель нельзя измерить. Измеримость предполагает, что можно определить, когда цель достигнута, а еще лучше шкалу, показывающую, где мы на пути к цели. Если завтра утром мои весы покажут на 100 г меньше, я достигла своей цели? Неизвестно, ведь у нас нет образа результата.

Achievable

Достижимость мы тоже не сможем определить. Этот критерий о том, хватит ли у нас ресурсов достичь поставленной цели. Необходимо знать, ЧТО и КОГДА мы хотим получить. Поэтому понадобится еще и последний критерий — ограниченность во времени (Time-bounded). Итак, я хочу вернуться к прошлогоднему размеру к лету? 3 кг за 3 месяца — достижимо. Или на подиум (минус 20 кг) через неделю? Сомнительно. И оценивать будем уже другие ресурсы — финансы и здоровье — для неизбежного для такой цели медицинского вмешательства.

Relevant

Остается еще один критерий — релевантность. Очень сложный и неочевидный критерий. Он оценивает то, насколько достижение этой цели согласуется с другими моими целями и интересами. Это не распределение ресурсов — сделаю это, не хватит времени на другое. И не достаточность ресурса — достаточно ли у меня силы воли, например. Все, что с ресурсом, оценивается критерием «достижимость».

Релевантность — это именно отсутствие противоречия, вреда. Например, если я вернусь к 44-му размеру, то не смогу носить мои любимые платья 48-го размера. Или я вообще опасаюсь, что мой супруг потеряет ко мне интерес, потому что не любит худых женщин. Ну и методы могут сталкиваться с другими ценностями — если мне порекомендуют не есть перед сном, то мне придется выбирать —моя цель или общение с семьей в единственно возможное и принятое у нас время.

Видите, как связаны все критерии? Я могу, например, решиться на внедрение изменений в пищевом поведении семьи, чтобы все-таки достичь своей желанной цели. Этот шаг стоит проверить по критерию достижимости. Я смогу? У меня хватит влияния, терпения и т. д.?

Критерий релевантности

Отступлю немного и прокомментирую критерий релевантности. Он очень коварный — мы можем не видеть и/или не признавать противоречий.

И пытаться достичь не релевантной цели. И она будет упорно не реализовываться.

Очень яркий и наглядный пример был как-то у моей коллеги. Женщина невероятной целеустремленности никак не могла купить машину. Квартиру в Москве купила, приехав из региона, а машину — никак. Права получила, деньги отложила, а машины как не было, так и нет. Одни жалобы на то, как ей тяжело бывает ездить на общественном транспорте, да рассказы о том, как она мечтает о машине. Но однажды она все-таки осо знала, что что-то в этом неправильно, не похоже на нее. И наконец, честно себе (и нам заодно) призналась, что боится лишь одного следствия покупки машины. На собственной машине она сможет сама ездить домой, по делам с ребенком, за покупками (о чем она и мечтала), следовательно, муж уже не будет сопровождать ее в этих процессах в качестве водителя. В то время в отношениях с мужем был разлад, и эти совместные поездки были практически единственными промежутками времени, когда они общались. Отношения с мужем она пыталась сохранить любыми силами. По-этому, осознав, какой вред ее попыткам сохранить семью может нанести достижение цели купить машину, она от этой цели просто отказалась. Может быть, это не самый лучший шаг, но она по крайней мере больше не тратила силы, деньги и время на эту цель и перестала жить в постоянном разочаровании от своей «нерезультативности».

Также важно анализировать этот критерий, когда вы достигаете цели совместно с кем-то. Посмотрите: возможно, саботаж сотрудников или членов семьи вызван именно нерелевантностью поставленной вами цели их интересам.

Шаг 3. Переформулируем цель так, чтобы она соответствовала критериям.

Например, «вернуться от 48-го к 44-му размеру одежды к началу лета — к 1 июня 2019 года».

Конкретно? Вполне. Как только появляется образ результата, можно оценить очень важный фактор — окрашенность этого образа положительными эмоциями. И понять, а мотивирует ли меня эта цель? Если да — все получится. Если нет — стоит найти смысл этой цели — зачем она? И переформулировать еще раз, теперь уже в поисках мотивации.

Измеримо? Да. Кроме очевидного итога можно еще воспользоваться сантиметром в процессе.

Достижима? Достаточно — если нет каких-то особых обстоятельств, заболеваний и т. д.

Время обозначено? Да. Причем есть не просто число, а понимание — почему именно к этому сроку. Потому что мне именно летом хочется быть легкой и стройной.

Осталась релевантность. И хотя нарушение этого критерия не всегда очевидно, рискну предположить, что он соблюден.

Как ваши цели?

Какие критерии в вашей первоначальной формулировке были нарушены? Насколько отличается ваша итоговая формулировка? Если все получилось, то начинаем ждать «мистических» результатов (а если остались вопросы, присылайте на info@praktik-dietolog.ru, подумаем вместе).

О силе подсознания. Интересный подход

Напоследок приведу еще одну точку зрения о том, почему цели исполняются или нет. Эта точка зрения не является классической (возможно, пока) и вызывает как восторженное принятие, так и сильнейшее сопротивление. Впрочем, как и многие новые подходы в начале своего существования. Согласиться ли с ней? Не знаю. А познакомиться с проведенными исследованиями, по-моему, интересно.

В своей книге «Сила подсознания» (М., 2013) Джо Диспенза приводит описание эксперимента, проведенного специалистом по клеточной биологии доктором Гленом Рейном. Эксперимент проводился в калифорнийском центре «Математика сердца», специалисты которого после серьезных тренировок умели управлять своим физическим и эмоциональным состоянием и достигать «сердечной слаженности» (так они называли определенный ритмический рисунок сердечного ритма, который возникал при положительных эмоциях и отличался высокой четкостью).

Доктор Рейн выбрал для эксперимента молекулу ДНК, так как она более стабильна, чем другие клетки и культуры.

Десять участников первой группы вызывали в себе сильные положительные чувства, после чего 2 минуты держали в руках пробирки с образцами ДНК в дистиллированной воде. Анализ этих образцов никаких статистически значимых изменений не выявил.

То же самое делали и участники второй группы, но кроме создания положительных эмоций они одновременно удерживали в голове намерение (мысль), которое заключалось в сворачивании либо развертывании нитей ДНК. На этот раз анализ показал статистически значимые изменения конформации (формы) молекул ДНК. В некоторых случаях нить ДНК оказывалась свернутой или развернутой на целых 25 %.

Участники из третьей группы удерживали четкое намерение изменить ДНК, однако получили указание не приводить себя в благоприятное эмоциональное состояние. Анализ этих образцов так же, как и в первой группе, никаких значимых изменений не выявил.

Резюмируя результаты анализа, исследователи сделали вывод о том, что ни позитивное эмоциональное состояние, ни твердое намерение по отдельности не влияло на ДНК, а изменилось оно только при удержании в мыслях четких целей, подкрепленных положительными эмоциями.

Дорогие читатели, желаю вам успешных достижений поставленных целей! Пробуйте SMART, думайте о том, каким вы хотите видеть результат, проверяйте и формируйте свою мотивацию.

В следующем номере мы посмотрим, как эффективно обращаться со временем, чтобы реализовать поставленные цели, при этом сохраняя и приумножая свои силы, энергию, чувство полноты жизни.

Поделиться:  

Национальная Ассоциация Клинического Питания

Вебинары по организации лечебного питания — nakp.org

Подписаться на анонсы

Участие в вебинарах бесплатно.

Вам также понравится

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *