авторы:


автор: В. В. Егорова, врач-диетолог ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, врач высшей категории

автор: В. В. Егорова, врач-диетолог ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, врач высшей категории



А. А. Брумберг, врач-диетолог, ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 Департамента здравоохранения города Москвы»

В настоящее время все больше и больше людей обращается к своим истокам, открывает для себя национальные традиции, культуру, религию. В рамках каждой из известных религий существует свод правил и законов, регламентирующих такую важную часть нашей жизни, как питание, начиная от перечня разрешенных и запрещенных к употреблению продуктов, способов их обработки и заканчивая режимом питания.

Каждый народ является носителем своей специфичной традиции и культуры питания, в формировании которой, наряду с характерологическими и культурными особенностями того или иного этноса, огромную роль сыграло влияние религиозных верований.

Законы питания иудеев

Например, в иудаизме пища должна быть кошерной («пригодной», «подходящей»), то есть разрешенной к употреблению, отвечающей требованиям кашрута — еврейских законов об употреблении пищи. Кошерными называются все продукты и их сочетания, которые разрешены Торой (главной священной книгой евреев, известной христианам как «Пятикнижие Моисеево») и еврейской традицией в пищу евреям.

Принципы кашрута: кошерный скот определяется как имеющий раздвоенное копыто и жующий жвачку (свинина, например, исключена из рациона, так как свинья не является жвачным животным), кошерная рыба должна обязательно иметь чешую и лучевые плавники (моллюски и ракообразные запрещены). Птицу иудеи употребляют в пищу только домашнюю (куры, индейки, перепела, утки), кошерность которой подтверждена традициями. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попали некошерные продукты.

Особое внимание в иудаизме отводится правилам забоя скота и птицы. Они жестко регламентированы. Шхита — ритуальный забой млекопитающих и птиц для еды в соответствии с требованиями кашрута. Выполняет забой шохет («ритуальный забойщик») — религиозный еврей, прошедший специальную подготовку. Одним быстрым движением острого клинка (шалефа) он должен рассечь животному трахею, пищевод, общую сонную артерию, яремную вену и блуждающий нерв. В результате в мозгу жертвы мгновенно падает кровяное давление и происходит необратимая потеря сознания. Согласно иудейским религиозным источникам, животное в этом состоянии нечувствительно к боли и обескровливается мягким, быстрым и точным действием.

Поскольку Тора запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц, мясо замачивают в воде, а затем помещают на специальные доски для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь, затем мясо тщательно промывают. Не годными в пищу считаются и яйца с наличием крови в эмбриональном мешке.

В иудаизме существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами. Даже если какое-то количество молока во время приготовления пищи случайно попадет в мясной бульон, этот бульон непременно нужно будет вылить. Все дело в том, что кошерная кухня строго подразделятся на две части: мясную и молочную. Для приготовления мясных и молочных продуктов используется не только отдельный кухонный инвентарь и посуда, но и отдельные помещения, особенно на предприятиях общественного питания.

Некошерными считаются все те продукты, которые запрещены. Например, белужья икра некошерна, а лососевая кошерна. Исключением из этого правила является мед, продукт некошерного насекомого, который разрешен к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

В иудаизме есть несколько постов, во время которых верующие должны соблюдать определенные правила, в том числе и в отношении питания. Самый важный праздник, день поста в иудаизме — Йом Кипур (День Искупления). Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (национальный день траура еврейского народа), продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня, то есть более 24 часов. В это время запрещается прием пищи и питие. В преддверии поста Девятого Ава проходят три траурные недели. В течение последней недели нельзя употреблять в пищу мясо и вино.

Менее строгие посты в иудаизме, в которые запрещены еда и питье: 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза, Эстер, пост первенцев перед праздником Песах. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звезд.

Продуктовый кодекс ислама

Религиозные традиции ислама также имеют непосредственное влияние на культуру питания верующих. Формирование пищевого рациона мусульман происходит исключительно по правилам, предписанным Кораном (священной книгой мусульман, сводом откровений, произнесенных от имени Аллаха пророком Мухаммедом) и Сунной (жизнеописанием пророка Мухаммеда).

В исламской религии действует принцип: разрешено (халял) все, что явно не запрещено (харам). Соответственно, пища, употребляемая в пищу мусульманами, должна быть халяльной.

Мусульмане не употребляют в пищу кровь, мясо животных, которые умерли своей смертью, были забиты не в соответствии с мусульманской религиозной традицией, и нечистых животных: свинину, мясо хищников, всеядных животных и т. д.

Согласно мусульманским традициям мясные продукты необходимо изготавливать по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя. По ритуалу перед перерезанием у животного сонной артерии необходимо читать молитву. При изготовлении халяльной продукции важно соблюдать определенные технические условия, например, в производстве готовой мясной продукции использовать только охлажденное мясо и пр. Животные, используемые в производстве мяса халяль, должны быть выращены на экологически чистом корме, исключающем гормональные добавки, а в мясопродуктах должна отсутствовать соя и трансгенные добавки. При перевозке готовой халяль-продукции в розничные магазины товар должен быть отделен от остальной продукции.

В исламе большое значение придается совместимости продуктов и готовых блюд, а также ритуалу не только приема пищи, но и питья воды. Недопустимым считается пить стоя, торопясь, одним большим глотком. Нужно по возможности сесть и выпить воду в три приема, причем количество глотков последовательно увеличивается от одного до пяти. Еду и питье принято брать правой рукой. С особым уважением мусульмане относятся к хлебу и хлебным крошкам, считают его священным продуктом.

Согласно религиозным традициям мусульманам не следует включать в свой рацион преимущественно мясные продукты. При этом не рекомендуется исключать мясо из рациона более чем на 40 дней. Вареное мясо не следует смешивать с жареным, а блюда из свежего мяса с соленым или вяленым.

Начинать и заканчивать трапезу мусульманам следует солью. Этот продукт мусульмане считают хорошим средством для уничтожения микробов. Они убеждены, что щепотка соли до еды очищает рот от микробов, готовит его для принятия пищи.

Пищевое поведение мусульман во время поста, так же как и у верующих других религий, должно соответствовать строгим правилам. Однако распространяются они больше на время принятия пищи, нежели на ее количество или состав. Например, во время главного поста — Рамадана (длится один месяц) — запрещается вкушать пищу от восхода солнца до заката, причем соблюдать это правило следует очень строго, даже во время покупки продуктов на рынке днем их категорически запрещается пробовать.

Питание в православный пост

В правилах, регламентирующих питание в христианстве, особая роль отводится постам. Именно поэтому важно рассмотреть особенности рациона и режима приема пищи в каждый православный пост.

В Русской православной церкви посты делятся по длительности на однодневные и многодневные (общее количество постных дней в году приближается к 200), а также по строгости, то есть по степени возлагаемых ограничений. Одна из форм воздержания в православных постах — это воздержание от пищи и питья — ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения.

Однодневные посты (среда и пятница) как бы играют роль разгрузочных дней в недельном цикле, а многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) — в годовом цикле. Кроме того, посты грамотно готовят организм к смене времен года. Так, Великий пост очищает организм от шлаков, готовит его к лету, Успенский пост — переход к осени, Рождественский — к зиме.

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен во вспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует исключение рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба.

Также к однодневным постам относятся: Крещенский сочельник (18 января), накануне Крещения Господня; Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), это день памяти и гибели великого пророка Иоанна; Воздвижение Креста Господня (27 сентября), память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.

Однодневные посты — дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Особое значение Церковь придает Великому посту, который предваряет Пасху. Начинается он в Прощеное воскресенье и продолжается 49 дней. Великому посту предшествует подготовительный период, так называемые седмицы (недели). Первая неделя о мытаре и фарисее — ограничений на пищу здесь не вводится. Вторая неделя посвящена притче о блудном сыне. Третья неделя — мясопустная (масленичная неделя, сырная седмица).

Последняя подготовительная к Великому посту неделя является примером постепенного перехода к строгому посту. На этой неделе исключается из рациона мясная пища, но разрешается молоко, сыр, яйца, масло, т. е. в рацион включаются полноценные животные продукты — источники белков, жиров и углеводов, компенсирующие отсутствие в рационе мясных продуктов.

В 2015 г. Великий пост начинается 23 февраля, а заканчивается 11 апреля. Во время Великого поста на верующих, при полном соблюдении его, накладываются очень суровые ограничения. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Впрочем, и наиболее строгий Великий пост нельзя считать полностью вегетарианским: в Благовещение и в Вербное воскресенье разрешается включать в рацион рыбные блюда, а в Лазареву субботу разрешена рыбья икра. В страстную пятницу (10 апреля) нельзя есть до выноса плащаницы.

Петров, или Апостольский, пост — строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно принимать горячую пищу без масла. В остальные дни — рыбу, грибы, крупу с растительным маслом.

В Успенский пост рацион православных христиан должен быть таким: понедельник, среда, пятница — сухоядение; вторник, четверг — горячая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье устраивается в том случае, если он приходится на среду или пятницу.

Рождественский (Филиппов) пост проходит в конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова. Устав о пище этого поста (до дня святителя Николая [19 декабря]) совпадает с уставом Петрова поста. Если праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпразднества Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднество нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье разрешена пища с маслом.

В сочельник нельзя принимать пищу до появления первой звезды, после чего принято есть сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Разнообразие блюд

Несмотря на то что в христианской религии предусмотрено соблюдение большого количества постов (а значит, ограничений), рацион православного христианина достаточно разнообразный.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводится описание обиходного постного крестьянского стола:

«Редька пластами (ломтики) с маслом; вареная волнуха; горох; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом; пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; жженая картошка; соленые огурцы, грузди и капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд); пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупой; блины, шанежки, оладьи; мерзлая брусника и клюква, мед; пирог с одной малиной или маковник с медом; заедки: орехи, пряники, изюм, травник».

А в дни постов, когда православным христианам разрешаются рыбные блюда, рацион становится еще более разнообразным. Так, в «Домострое» пишется, что «в Великий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру осетровую свежую, икру стерляжью, печень щучью простую, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую свежую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, снетки да сущик, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, тешку осетровую да тешку свежесоленую, визигу в уксусе, стерлядь бочечную, языки сырые, стерлядь вяленую, тешку осетровую, тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, двойные щи, блины да пироги с варением или луком, да пироги подовые с маком, да кисели и сладкие и пресные».

В «рыбные дни», например, Успенского поста меню, описанное в «Домострое», еще более соблазнительно:

«Подается капуста кислая с сельдями, икра различная ставится рядом, белужья спинка вяленая, лососина с чесноком подается дольками, осетрина шехонская, белорыбица, семга сушеная, спинка осетрины да стерляжья, сельдь на пару, щуки на пару, стерляди на пару, лещи на пару, спинка семужья, спинка белорыбицы и прочих рыб спинки подаются на пару, студни рыбные с шафраном, уха из окуней запеченных черная (остудить ее), уха рядовая горячая, уха щучья, уха стерляжья, уха карасевая, уха окуневая, уха из плотиц, уха из лещей, тавранчук осетровый, а в промежутке меж разных ух подаются рыбные колобки и стерлядь, рыбные блюда, пироги, пирожки в ореховом масле, пироги подовые пряженые с горошком, оладьи в ореховом масле кислые, пироги подовые кислые с горошком, пироги большие с маком на конопляном масле с горошком, да большой же пирог с маковым молочком, да с сочнями пирог с визигой тоже большой, пирог с сигами да с сомом или с сельдью пирог пряженый, — а всех их переложить блинцами».

В книге Е. И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» (1901 г.) обширная глава «Постный стол» содержит рецепты приготовления различных блюд, рекомендуемых во время постов и меню, — почти 80 вариантов постных обедов.

Все вышеперечисленное подтверждает, что пища во время поста может и должна быть разно- образной.

Пост с позиции диетологии

При рассмотрении рациона питания, соблюдаемого во время Великого поста, с точки зрения диетологии первое, что стоит отметить, — это отличная возможность разнообразить свой рацион новыми натуральными продуктами растительного происхождения и вкусными полезными блюдами. Верующим разрешено употреблять в пищу овощи, грибы, фрукты, ягоды, крупы, орехи, мед. Это продукты растительного происхождения, которые очень полезны для организма современного человека, так как они являются основным источником биологически активных компонентов, большого количества пищевых волокон, калия, витамина С и бета-каротина, имеют низкое содержание холестерина и насыщенных животных жиров. Но в пост запрещено включать в рацион продукты животного происхождения — мясо, молоко, сливочное масло, сыр, творог, яйцо, ограничивается потребление рыбы. Таким образом, человек недостаточно получает с пищей железа, цинка, витамина В12, D, кальция.

С исключением из рациона белковых продуктов животного происхождения уменьшается количество основных источников триптофана, незаменимой аминокислоты, которая является предшественницей серотонина. А это может привести к снижению иммунитета, активности, плохому настроению, вялости и апатии, депрессии. Поэтому необходимо сбалансировать рацион растительными источниками триптофана: бобовыми, грибами, орехами.

Необходимо подчеркнуть, что детям, беременным и кормящим женщинам, больным людям противопоказано строго выполнять все требования поста.

Перед тем как начать соблюдать пост, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Строгий пост не для всех!

Из «Настольной книги священнослужителя» (1977 г.): «…православная церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей и больных, немощных и престарелых. Церковь предусматривает по немощи телесной, или по крайней необходимости, или по трудности времен соответствующее применение принципа церковной икономии (снисхождения) согласно авторитетному суждению и пастырскому попечению епископа поместных церквей».

Рекомендации диетолога

Если человек болен и хочет соблюдать пост, то ему необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Некоторые ограничения или замена продуктов питания могут нанести вред организму.

Здоровому человеку соблюдать пост не сложно при условии соблюдения основных рекомендаций во время поста:

  • Поскольку существует запрет на мясо, птицу, рыбу, молочные продукты и яйца, то для профилактики дефицита белка включайте в рацион питания белок растительного происхождения — это все соевые продукты (их ассортимент очень широк: от мяса до йогуртов), бобовые, орехи, семечки, различные злаковые и каши, изделия из муки грубого помола.
  • Ежедневно включайте в рацион различные каши, макаронные изделия и картофель как источник энергии.
  • Употребляйте в пищу растительные масла (1–2 ст. л.), следите за жирностью рациона.
  • Ешьте овощи и фрукты в количестве не менее 500 г ежедневно.
  • Для профилактики обострения весенней депрессии необходимы блюда из бурого риса, пшена, гречи, сои, чечевицы, а также финики, бананы и арахис.
  • Принимайте витаминно-минеральные комплексы.
  • Соблюдайте питьевой режим.
  • Помните, мед и сухофрукты в рационе являются источником витаминов и микроэлементов.
  • Питайтесь не реже 4–5 раз в сутки.
  • Разнообразьте свой рацион во время поста и не употребляйте блюда и продукты, к которым испытываете неприязнь.
  • Обязательно высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе.

Завершение поста

При выходе из поста будьте умеренными при употреблении мясной и жирной пищи. Постепенно возвращайте ее в свой ежедневный рацион. Помните, что в организме к концу поста уровень ферментов, расщепляющих белок, минимален, а продукты гниения белков в кишечнике могут вывести вас из рабочего графика. Неслучайно после поста на Пасху православные христиане дарят друг другу пасхальные яйца — культовый продукт. Отварное яйцо — это сбалансированный продукт, который стимулирует активность пищеварительной системы после многодневного ограничения.

Пост — это диета?

Вопрос, можно ли использовать соблюдение поста как ограничительную диету для снижения веса, является некорректным не только с этической и теологической точки зрения, но и с точки зрения абсолютно материалистического, медицинского подхода. Дело в том, что цель ограничительных мероприятий, накладываемых Церковью на верующих, заключается в направлении их по пути духовного развития через послушание и смирение. Святитель Василий Великий говорил в «Беседах о посте»: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».