авторы:


автор: А. М. Ковалевский член Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга

автор: А. М. Ковалевский член Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга


автор: М. А. Ковалевский профессор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, президент Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга

автор: М. А. Ковалевский профессор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, президент Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга

Здоровье, питание и болезнь

Идея о связи питания, в том числе технологий его надлежащего приготовления, то есть кулинарии [от лат. culīnāria (ars) — кухонное (ремесло), culīna — кухня], с состоянием здоровья (с болезнями) человека является, по-видимому, не менее древней, чем сама человеческая цивилизация. Ее можно обнаружить уже в традиционном (архаическом) обществе. В этом обществе был создан ряд подходов к формированию специальных режимов выбора пищевых продуктов, а также приготовления из них здорового (лечебного) питания, которые фактически продолжают существовать и использоваться в нашем модернизационном (современном) обществе. Они существуют и используются несмотря на то, что особенности питания в традиционном (архаическом) обществе обусловлены, в отличие от модернизационного (современного) общества, прежде всего стремлением достичь не кулинарно-вкусовых и/или медицинских целей, а целей ритуально-очистительных и/или социально-организующих.

Жизненным ориентиром, так сказать путеводителем, контролером и руководителем древнего человека были мифы и обычаи.

Миф о питании и болезни

Обратимся, например, к мифу латиноамериканских индейцев племени бороро о связи ненадлежащего питания с происхождением болезней:

«…индейцы организовали поход на рыбалку „на отраву“, чтобы добыть еды на обед. На следующий день женщины пошли на место рыбалки, чтобы собрать дохлых рыб. Перед выходом сестра Биримоддо хотела оставить своего малыша бабушке, но бабушка не откликнулась, и на то была причина. Тогда женщина посадила ребенка на ветку дерева и велела ждать ее возвращения. Оставленный ребенок превратился в термитник. Река была полна дохлой рыбы. Но вместо того, чтобы, как это делали другие женщины, ходить туда и обратно, доставляя добычу в деревню, мать малыша стала жадно пожирать рыбу. Ее живот раздулся, и она почувствовала мучительные боли. Женщина стонала, и вместе с ее воплями из нее вылетали болезни: все болезни, которыми она заразила деревню и которые сеяли смерть среди людей. Таково происхождение болезней. Два брата виновной, Биримоддо и Кабореу, решили убить ее ударом рогатины. Один из них отсек сестре голову и бросил ее в озеро на востоке, другой отсек ноги и бросил в озеро на западе».

Принцип архаического общества - миф равно закон

Мифы в архаическом обществе

Отметим, что в архаическом обществе мифы и обычаи являлись инструментами, которые использовались для создания господствующих над людьми нормативных режимов, ориентирующих человека на совершение определенных действий (осуществление бездействия) в целях стабилизации существующих общественных отношений. То есть в части своей социальной функции мифы и обычаи представляли в архаическом обществе некие заменители такого широко используемого в современном обществе инструмента, как правовое регулирование.

Обратимся к содержанию приведенного выше мифа племени бороро. Согласно ему, бороро считают причиной возникновения болезней ненадлежащую пищу, а также нарушение социальных норм (запретов). Присутствующие в приведенном выше мифе нормы (запреты) связаны как с потреблением пищи — ее приемом в ненадлежащем месте и/или без специального приготовления, так и вообще с любым ненадлежащим поведением человека в обществе (например, с отсутствием у матери заботы о ребенке). Отсюда можно заключить, что бороро фактически считают использование надлежащих продуктов питания и применение должных режимов их приготовления, а также соблюдение существующих социальных норм (правил поведения) основой здоровья людей.

Принцип племени бороро - надлежащие продукты питания плюс должные режимы приготовления пищи плюс соблюдение правил поведения равно основа здоровья человека

Принципы гиппократовой медицины

Практически об этом же говорится в мифе южноамериканских индейцев мундуруку: отправившийся в лес охотник занялся там неблаговидными делами, вследствие чего получил травму. На помощь ему пришли выдры, предложившие вылечиться при помощи рыбы каратинга, приготовленной особым способом. Индеец согласился на лечение и начал успешно лечиться. Однако потом он захотел получить от выдр больше лечебного питания, чем это было необходимо для восстановления здоровья. Индеец получил дополнительное питание, отчего и пострадал. Таким образом, в этом мифе фактически дан пример возникновения отрицательных последствий при нарушении гиппократова принципа врачевания «не навреди». «Не навреди», даже если о совершении действий, которые могут причинить вред, просит сам пациент. Более подробно с мифом можно ознакомиться в труде французского философа, этнографа и социолога К. Леви-Стросса «Мифологики. В 4 т. Том 3. Происхождение застольных обычаев» (М. — СПб., 2000. С. 59–60).

Согласно данному мифу, при осуществлении лечения необходимо стремиться к тому, чтобы лечебное вмешательство — в мифе оно осуществляется выдрами — не было чрезмерным (несоразмерным). Такое вмешательство должно учитывать особенности организма пациента и не приводить к причинению ему вреда.

Миф ориентирует на соблюдение данных принципов даже в том случае, когда сам пациент просит о вмешательстве, которое им противоречит. Это позволяет предположить, что принципы гиппократовой медицины — «индивидуализация лечения пациента» и «не навреди», которым следуют и в настоящее время, фактически были известны уже в архаическом обществе.

Далее в статье:

Категория «особых» продуктов у древних

Мифы в современном обществе

Обычаи в современном обществе

Я ем то, что ест мой кумир

Подход к здоровью в архаическом обществе

Подходы к здоровью в современном обществе

Мягкое отношение к строгим нормам

Гиппократ о запретах

Несовременные формы современного мира

Список используемой литературы. Часть 1