автор: В. А. Доценко д. м. н., профессор, академик РАЕН и МАНЭБ, главный диетолог Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, главный внештатный специалист- диетолог МЗ РФ в Северо-Западном федеральном округе, заслуженный деятель науки РФ

автор: В. А. Доценко д. м. н., профессор, академик РАЕН и МАНЭБ, главный диетолог Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, главный внештатный специалист-диетолог МЗ РФ в Северо-Западном федеральном округе, заслуженный деятель науки РФ
соавтор: И. А. Кононенко, к. м. н, доцент кафедры гигиены питания ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава РФ

Медики изучили, насколько жители Санкт-Петербурга знают и соблюдают принципы рационального питания. Согласно оценкам массы и длины тела петербуржцев, почти половина (45,6 %) из них имеют отклонения индекса массы тела (ИМТ) от нормы в сторону увеличения веса. Абсолютное большинство (75,3 %) горожан полагают, что нерациональное питание вредно и может вызвать тяжелые заболевания. Однако каждый третий петербуржец (33 %) не придерживается оптимального режима питания. Молодежь (20 %) и социально активные петербуржцы (24,4 %) в зрелом возрасте предпочитают обходиться без завтрака или завтракать 2–3 раза в неделю. В еженедельном рационе питания присутствует много жиров и сладостей, особенно у петербуржцев с высоким уровнем дохода (45 % против 30,5–35,9 % более низкодоходных групп). Эти данные были получены в результате проведенного масштабного исследования, в котором приняло участие 1200 петербуржцев.


Телефонное интервью

В современных условиях для сохранения здоровья, повышения работоспособности, увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества растут требования и к рациону питания, который оказывает значительное влияние на эти аспекты.

Важными составляющими здорового питания являются как сбалансированность макро- и микронутриентов и энергии, продуктовый набор, включающий обогащенные продукты и биологически активные добавки к пище (витамины, пробиотики), так и соблюдение кратности приема пищи, интервалов между отдельными приемами пищи, распределение продуктов и блюд по приемам пищи.

Насколько эти требования соблюдаются жителями Санкт-Петербурга, удалось выяснить с помощью стандартизированного телефонного интервью, в котором 1200 жителям города задали 45 вопросов, позволяющих оценить демографическую группу респондентов, их антропометрические показатели, рацион и режим питания.

Материалы и методы

Жителей города Санкт- Петербурга разделили на следующие возрастные группы:

  • молодежь: мужчины и женщины в возрасте от 18 до 29 лет;
  • социально активные в зрелом возрасте: мужчины от 30 до 60 лет и женщины от 30 до 55 лет;
  • пенсионеры: мужчины от 60 лет и старше, женщины от 55 лет и старше.

По уровню доходов петербуржцы распределялись следующим образом:

  • 1-я группа — «Денег не хватает даже на продукты питания».
  • 2-я группа — «На продукты питания денег хватает, но покупка одежды уже вызывает затруднения».
  • 3-я группа — «Денег хватает на продукты и одежду, однако покупка вещей длительного пользования для нас является проблемой».
  • 4-я группа — «Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам сложно приобретать дорогие вещи».
  • 5-я группа — «Мы можем позволить себе приобретать такие дорогие вещи, как квартира, дача».

Аналитическая обработка данных, в том числе оценка значимости различий, произведена на средствах государственной информационной системы «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО) с использованием программного комплекса STATISTICA.

Результаты исследования

От чего зависит индекс массы тела петербуржцев?

Согласно оценкам значений длины и массы тела, которые были названы опрошенными жителями Санкт-Петербурга, для каждого второго (51,2 %) показатель индекса массы тела соответствует норме (ИМТ от 19 до 24,9 кг/м2). Для 45,6 % петербуржцев актуальна проблема лишнего веса, из них 24,9 % страдают избыточной массой тела (ИМТ от 25 до 29,9 кг/м2), 20,7 % — ожирением (ИМТ больше 30 кг/м2). Проблема гипотрофии не является значительной, ее наличие характерно для 3,2 % респондентов.

У мужчин избыточная масса тела выявляется в 1,6 раза чаще, чем у женщин (31,2 против 20,0 %), с проблемой ожирения несколько чаще сталкиваются женщины (23,5 против 17,1 % у мужчин). Для женщин также более характерно проявление гипотрофии (соответственно 4,9 против 0,9 % у мужчин).

Среди молодежи (74,5 %) велика доля лиц, для которых ИМТ соответствует критериям нормы. Однако среди них и самое большое количество лиц с недостаточной массой тела (7,3 против 2,5 % социально активных жителей в зрелом возрасте и 1,1 % пенсионеров). В группе социально активных жителей в зрелом возрасте с проблемой избыточной массы тела сталкиваются 28,6 %, а с ожирением — 18,7 %, что составляет около половины (47,3 %) опрошенных в этом возрасте. Для пенсионеров проблема лишнего веса в 3,5 раза актуальнее, чем для молодежи, и в 1,3 раза актуальнее, чем для социально активных жителей в зрелом возрасте, т. к. 63,6 % пенсионеров страдают от избыточной массы тела или ожирения.

В группе респондентов с высшим образованием (56,9 %) ИМТ в норме встречается в 1,4 раза чаще, чем среди опрошенных с более низким уровнем образования (40,4 %). Проблема ожирения и избыточной массы тела наиболее актуальна для лиц без высшего образования.

Среди тех, кто оценивает свою физическую активность как достаточную, респонденты с нормальной массой тела составляют 57,3 против 23,1 % с избыточной массой тела и 17,1 % с ожирением (см. рис. 1).

Рис. 1. ИМТ, % в зависимости от степени физической активности

Рис. 1. ИМТ, % в зависимости от степени физической активности

 

На высокую степень приверженности рациональному питанию и отсутствие в связи с этим избыточной массы тела указали большинство (62,6 %) респондентов с весом в норме и 10,8 % лиц с ожирением. Больше трети (37,1 %) лиц с нормальной массой тела оценивают свою приверженность рациональному питанию и отсутствие в связи с этим избыточной массы тела как частичную, что несколько выше в сравнении с теми, у кого избыточная масса тела или ожирение (29,6 и 31,8 % соответственно). Степень приверженности рациональному питанию как низкую оценивают 28,9 % респондентов с нормальной массой тела. Доля лиц с ожирением в этой группе значительно выше (см. рис. 2).

Рис. 2. ИМТ, % в зависимости от степени приверженности рациональному питанию

Рис. 2. ИМТ, % в зависимости от степени приверженности рациональному питанию

Что едят петербуржцы?

При изучении рациона питания большинство жителей Петербурга (72,9 %) заявило, что овощи и фрукты в их рационе присутствуют практически ежедневно. Это самый высокий показатель по ежедневному потреблению. На втором месте — мясные и рыбные продукты (67,8 %), и только на третьем — молоко и молочные продукты, которые рекомендованы Минздравом к ежедневному употреблению, однако придерживаются этих рекомендаций 54,7 % петербуржцев. Жирную и сладкую пищу ежедневно употребляют 35,9 % респондентов (минимальное значение среди всех рассматриваемых групп продуктов); игнорируют или употребляют реже, чем раз в неделю, — 21,6 % (максимальное значение). Макаронные изделия, крупы, хлеб и картофель большинство (67,2 %) употребляет часто (3–4 раза в неделю) или ежедневно, 11,7 % — крайне редко либо никогда (см. табл. 1).

Таблица 1. Частота употребления основных групп пищевых продуктов петербуржцами, % от числа респондентов

Частота употребления группы продуктов Мясные и рыбные продукты Молоко и молочные продукты Овощи и фрукты Жиры и сладости Макаронные изделия и крупы
Практически не употребляют 2,3 8,2 0,9 12,8 5,6
Реже 1 раза в неделю 2,3 5,2 2,4 8,8 6,1
1–2 раза в неделю 8,5 14,7 9,1 21,8 18,7
3–4 раза в неделю 17,9 15,9 13,4 16,8 19,6
Практически ежедневно 67,8 54,7 72,9 35,8 47,6
Трудно сказать 1,2 1,3 1,3 35,9 2,4

Среди женщин немного больше ежедневно употребляющих жиры и сладости (38,9 против 32,1 % мужчин). Такая же картина в отношении молока и молочных продуктов: 58,6 против 49,6 %, несколько больше разрыв в ежедневном потреблении овощей и фруктов: 80,1 против 63,5 %. Мужчины чаще женщин употребляют эти группы продуктов с более редкой периодичностью — 1–4 раза в неделю. В свою очередь, женщины реже мужчин используют в своем ежедневном рационе питания макаронные изделия, крупы, хлеб и картофель (41,2 против 55,7 %), кроме того, среди женщин в 2,5 раза выше, чем среди мужчин, доля тех, кто практически не употребляет или употребляет редко эти продукты.

Потребление жиров и сладостей минимально в низкодоходных группах населения: здесь 30,5 против 18,6–20,9 % в других группах по доходу заявили, что не употребляют их вовсе или делают это редко. В еженедельном рационе питания жиры и сладости чаще присутствуют у петербуржцев с высоким уровнем дохода (45 против 30,5– 35,9 %). Также в высокодоходных группах населения реже отказываются от потребления молочных продуктов (9,7 против 15,7–16,7 %). На частоту потребления мясных и рыбных продуктов, а также овощей и фруктов, макаронных изделий, круп, хлеба и картофеля доход влияния не оказывает.

Жиры и сладости, а также макаронные изделия, крупы, хлеб и картофель чаще присутствуют в ежедневном рационе питания у лиц без высшего образования, а в еженедельном — у петербуржцев с высшим образованием, которые к тому же реже исключают из питания молочные продукты, овощи и фрукты. Прочие зависимости от уровня образования отсутствуют.

Абсолютное большинство (75,3 %) горожан полагает, что нерациональное питание вредно и может вызвать тяжелые заболевания. Не согласен с этим утверждением каждый седьмой петербуржец, затруднился ответить — каждый девятый. В том, что нерациональное питание вредно, несколько чаще убеждены женщины (78,2 против 71,7 % у мужчин), среди возрастных групп — молодежь (82,2 против 72,5–73,8 % в других группах), а также петербуржцы с высшим образованием (77,7 против 70,6 % у лиц без высшего образования).

Режим питания петербуржцев

Важным принципом рационального питания является соблюдение режима питания. Рекомендации по оптимальному режиму питания для взрослого человека соблюдают 67,0 % петербуржцев, из них 42,3 % принимают пищу три раза в день, а 24,7 % — четыре. Однако каждый третий (33 %) в своем режиме питания отступает от рекомендованных норм, принимая пищу 2 раза в день и реже (21,7 %), 5 раз в день и чаще (11,3 %). При этом не соблюдают необходимую кратность приема пищи молодежь и социально активные люди в зрелом возрасте. Так, петербуржцы в социально активном зрелом возрасте и молодежь придерживаются двухразового режима питания в 1,5–2 раза чаще, чем пенсионеры. Для пенсионеров в большей степени характерно 5–6-разовое питание и более, чем для остальных возрастных групп: 14,6 против 10,5 % и 9,4 % в других возрастных группах.

Мужчины (27,6 %) в 1,6 раза чаще женщин (17,2 %) ограничиваются двукратным приемом пищи. Женщины, наоборот, в 2,2 раза чаще мужчин питаются 5 раз в день.

Правильный режим питания предполагает регулярность приема пищи. Ежедневно свой день с завтрака начинают 72,2 % петербуржцев. При этом около трети (27,8 %) респондентов в той или иной мере нарушают регулярность приема пищи в утреннее время, из них 13,7 % практически никогда не завтракают, 2–3 раза в неделю завтракают 5,2 %, 4–5 раз в неделю — 4,8 %, по-разному, в зависимости от ситуации завтракают 4,1 % жителей города. Среди женщин больше тех, кто завтракает ежедневно (77 против 66,2 % у мужчин). Из ежедневно завтракающих в 2 раза чаще встречаются холостые мужчины (27,9 %) в сравнении с незамужними женщинами (16,0 %).

Самая высокая регулярность приема пищи по утрам наблюдается среди пенсионеров — ежедневно завтракают 85,7 %, что в 1,3 раза больше, чем в других возрастных группах. Молодежь и социально активные петербуржцы в зрелом возрасте предпочитают обходиться без завтрака или завтракать 2–3 раза в неделю: 20,0 и 24,4 % соответственно против 9,6 % в группе пенсионеров (см. рис. 3).

Рис. 3. Распределение частоты завтрака в течение недели в зависимости от возраста, в %

Рис. 3. Распределение частоты завтрака в течение недели в зависимости от возраста, в %

Петербуржцы чаще соблюдают определенное время обеда, чем ужина: 52,7 против 45,2 %. Для остальных респондентов характерно систематическое или периодическое нарушение распорядка приема пищи в течение дня. Каждый четвертый не имеет определенного времени обеда (26,2 %) и ужина (25,0 %), в зависимости от ситуации ужинает каждый третий (29,8 %), а обедает — только каждый пятый (21,1 %).

Чаще других не выделяют определенного времени для обеда петербуржцы в социально активном зрелом возрасте (30,8 против 20,7–23,4 % в других возрастных группах). Молодежь в большей степени соблюдает определенное время обеда, чем другие возрастные группы (58,6 против 49,8 % социально активных жителей и 52,6 % пенсионеров).

Среди тех, кто не соблюдает здоровый режим дня и отклоняется от него, больше как молодежи, так и особенно лиц активного зрелого возраста. Среди пенсионеров установлено примерно равное количество лиц, соблюдающих здоровый режим питания, и тех, кто его нарушает. Мужчины больше привержены к соблюдению определенного времени приема пищи, чем женщины.

При наиболее правильном подходе к питанию основное потребление пищи должно приходиться на дневное время. Половина опрошенных (48,7 %) именно во время обеда употребляет большую часть своего суточного рациона. У четверти (23,2 %) основной прием пищи приходится на ужин. У каждого пятого (21,9 %) нет определенного времени, когда он принимает основной объем пищи, обильно завтракают 6,2 %.

Около половины респондентов в каждой возрастной группе основным временем приема пищи назвали обед. Ужин рассматривают как такое время более четверти (28,1 %) социально активных в зрелом возрасте и пятая часть среди молодежи и пенсионеров (19,7 и 18,5 % соответственно). Завтрак как основное время приема пищи почти в 2 раза реже называют респонденты в социально активном зрелом возрасте по сравнению с молодежью и пенсионерами (3,9 против 8,7 % и 7,7 % соответственно). Около половины как мужчин, так и женщин потребляют основную часть своего рациона в обеденное время (46,6 и 50,5 % соответственно). Ужин как основное время приема пищи называет почти треть женщин (27,8 %), что в 1,4 раза чаще, чем у мужчин (19,7 %). Следовательно, у женщин наибольший прием пищи не в первую половину дня, что может приводить к нарушению метаболических процессов из-за нарушения здорового режима питания.

Правильным для здоровья человека в вечернее время считается прием пищи не более чем за 2 часа до сна. Это соответствует одному из критериев правильного режима питания в течение дня. Более половины опрошенных (65,8 %) ужинают задолго перед сном, из них 40,3 % делают это более чем за два часа до сна и 25,5 % за два часа. Однако каждый пятый (21,3 %) не имеет регулярного времени приема пищи, 12,9 % ужинают за 1 час и менее до сна. Молодежь в 2,6 и 1,8 раза больше, чем пенсионеры и социально активные люди соответственно, ужинает непосредственно перед сном (см. рис. 4).

Рис. 4. Распределение петербуржцев по возрастным группам в зависимости от времени ужина, в %

Рис. 4. Распределение петербуржцев по возрастным группам в зависимости от времени ужина, в %

Прием пищи раньше чем за два часа до сна более характерен для женщин, чем для мужчин (44,5 против 35,0 %). Ужинают непосредственно перед сном чаще мужчины, чем женщины (6,2 и 3,4 % соответственно).

Болезни «нездорового» питания

Для половины петербуржцев актуальна проблема лишнего веса, из них 24,9 % страдают избыточной массой тела, 20,7 % — ожирением. Для пенсионеров проблема лишнего веса в 3,5 раза актуальнее, чем для молодежи, и в 1,3 раза актуальнее, чем для социально активных жителей в зрелом возрасте, т. к. 63,6 % пенсионеров страдают от избыточной массы тела или ожирения, что в пожилом возрасте является фактором риска развития сахарного диабета 2-го типа, заболеваний сердечно-сосудистой системы и др.

Ожирение и избыточная масса тела наиболее часто встречаются у лиц без высшего образования. На основании проведенных исследований установлено, что почти каждый третий петербуржец нарушает принципы здорового режима питания.

Жирную и сладкую пищу ежедневно употребляют 35,9 % респондентов (минимальное значение среди всех рассматриваемых групп продуктов), игнорируют или употребляют реже, чем раз в неделю, — 21,6 % (максимальное значение). Такие нарушения принципов здорового питания больше характерны для молодежи и социально активных жителей в зрелом возрасте по сравнению с пенсионерами, а также для женщин по сравнению с мужчинами. У данной группы жителей это может приводить к неблагоприятным сдвигам метаболических процессов, повышая тем самым риск развития алиментарно-зависимых заболеваний, к снижению работоспособности и сокращению продолжительности жизни.

Вывод медиков

Учитывая рост болезней «нездорового» питания в Санкт- Петербурге и недостаточность знаний у большой группы населения города по вопросам здорового питания, возникает целесообразность организации кабинетов здорового питания на базе центров здоровья или поликлиник.