автор: Т. Ю. Гроздовад, д. м. н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» (г. Симферополь), вице-президент Национальной ассоциации клинического питания (г. Москва), научный редактор журнала «Практическая диетология», врач — гастроэнтеролог-диетолог

Т. Ю. Гроздова, д. м. н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» (г. Симферополь), вице-президент Национальной ассоциации клинического питания (г. Москва), научный редактор журнала «Практическая диетология», врач — гастроэнтеролог-диетолог


Основной принцип аутсорсинга можно определить так: «Оставляем себе только то, что можем делать лучше других, передаем внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Аутсорсинг — это передача неосновных (второстепенных) бизнес-процессов одной организацией для их реализации и функционирования другой организации (аутсорсеру). С этим определением знаком, пожалуй, каждый из нас. В последнее время данная управленческая технология проникает в разные сферы деятельности, медицина не исключение. Так, в системе организации лечебного питания аутсорсинг услуги лечебного питания — это процесс передачи сторонней организации права приготовления лечебного питания для пациентов, госпитализированных в стационарные медицинские организации. Обратите внимание — передачи не организации, а именно приготовления!

Эта услуга не так проста, как может показаться на первый взгляд. Речь идет о приготовлении лечебного питания, то есть питания для больных людей, например с заболеванием в острой фазе, или для выздоравливающих пациентов. Процесс приготовления должен происходить не только с соблюдением технологии приготовления лечебного питания (следуя рецептуре блюд лечебного питания), но и со строгим выполнением количества и качества традиционных и специализированных пищевых продуктов, указанных в нормах лечебного питания согласно действующему законодательству РФ. При этом функции контроля за процессом остаются за медицинской организацией, полная ответственность за нарушения при организации и проведении лечебного питания, как административная, гражданская, так и уголовная, возложена российским законодательством на руководителя медицинской организации.

В последние десять лет не снижается количество проблем, возникающих при передаче на аутсорсинг услуги приготовления лечебного питания. Наиболее актуальны следующие проблемы:

  • Низкий уровень качества выполнения услуги приготовления лечебного питания.
  • Несоответствие выполняемой услуги требованиям российского законодательства по организации лечебного питания.
  • Нарушения при выполнении норм лечебного питания, несоответствие применяемого набора продуктов диетического питания нормам и набору, утвержденным Министерством здравоохранения России.
  • Невозможность проведения внешнего контроля медицинской организации условий приготовления лечебного питания сторонней организацией.

Наибольшая часть проблем возникает сразу после заключения договора по приготовлению лечебного питания в связи с низким контролем  со стороны руководства, юридической службы больницы и неудовлетворительной профессиональной подготовкой врачей-диетологов в части правильности составления договора.


 

Аутсорсинг (от англ. outsourcing, outer-source-using — использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определенных производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.


Договорная конструкция аутсорсинга — это юридическая форма, обеспечивающая экономическую составляющую передачи конкретной услуги на выполнение сторонней организацией. Экономическим содержанием аутсорсинга является внедрение во внутрипроизводственные отношения рыночных механизмов регулирования профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что передача на аутсорсинг услуги приготовления лечебного питания (диетических блюд) — это не революционный переворот в системе организации лечебного питания. Это один из методов повышения эффективности лечебно-диагностического процесса путем передачи отдельной простой услуги сторонней организации, имеющей опыт выполнения данных работ.

Важным при передаче на аутсорсинг услуги приготовления лечебного питания является правильно, четко, в полном объеме установить требования к выполнению услуги в техническом задании и закрепить права и обязанности сторон в договоре.

Результаты внедрения аутсорсинга

Для того чтобы определить, в каком направлении происходит функционирование переданной на выполнение сторонней организации услуги приготовления лечебного питания, необходимо четко понимать, все ли позитивные планируемые результаты рассмотрены при заключении контракта с аутсорсером и где имеются проблемы и ключевые точки риска негативных последствий.

Плюсы для медорганизации
Что непосредственно для медицинской организации может дать перевод услуги приготовления лечебного питания на аутсорсинг?

Правовые основы

  • Высокая ответственность аутсорсера перед медицинским учреждением, гражданско-правовая, финансовая по сравнению с ответственностью сотрудников собственного учреждения, ограниченная дисциплинарной в рамках трудового законодательства.
  • Перекладывание рисков, в том числе финансовых, связанных с ростом цен на пищевые продукты, на аутсорсера (см. ниже).
  • Перераспределение финансовых средств, обеспечивающих более эффективное использование имеющихся ресурсов (для медорганизации).
  • Своевременное решение проблем неудовлетворенности исполнителями — смена поставщика услуг. Данный пункт один из самых  сложных!

Таблица 1. результаты внедрения аутсорсинга лечебного питания для медорганизации

Позитивные результаты внедрения аутсорсинга Учтено при заключении контракта Примечание
балльная оценка, 0–5
Экономия средств: стоимость услуг по аутсорсингу ниже, чем затраты на выполнение функций собственными силами 5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Экономия времени (при выполнении новых функций, на освоение которых нет времени, проще воспользоваться услугами сторонней организации,
в которой инфраструктура, технологии и необходимые специалисты уже имеются)
0 В то же время необходимо введение системы внешнего контроля за деятельностью аутсорсера
Отсутствует необходимость контроля за процессом приготовления пищи, происходит замена данной функции на контроль за качеством приготовления блюд лечебного питания исполнителем на всех этапах (бракераж входящего сырья и пищевых продуктов; наличие документов, подтверждающих качество
и безопасность пищевых продуктов; соблюдение условий хранения и сроков реализации пищевых продуктов; закладка пищевых продуктов в котел
в соответствии с меню-требованиями; соблюдение технологии приготовления блюд; бракераж готовой пищи)
5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Аутсорсер гарантирует высокое качество услуг
по приготовлению лечебного питания в соответствии с действующим законодательством в области организации лечебного питания, в том числе выполнение норм лечебного питания, утвержденных Минздравом россии
5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Аутсорсер должен быть полностью обеспечен специалистами для выполнения услуги приготовления лечебного питания и обладать опытом выполнения соответствующих функций 5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Создание условий для повышения качества медицинских услуг за счет лучшего качества потребляемых учреждением необходимых ему услуг лечебного питания 0 Возможность исполнения только при условии включения конкретных обязательств аутсорсера
Возможность привлечения ресурсов аутсорсера
в условиях отсутствия у медицинской организации и возможности получения кредитов (аутсорсинговая компания зачастую вкладывает значительные суммы собственных средств для закупки необходимого оборудования и т. д. — это высвобождает внутренние ресурсы для других целей)
0 Возможность исполнения только при условии включения конкретных обязательств аутсорсера
Перенос усилий от административно-хозяйственной деятельности к качеству непосредственно медицинского процесса; уменьшение численности управленческого аппарата 0 Зависит от позиции руководителя медорганизации
Возможность решения вопроса, связанного с низкой укомплектованностью низкооплачиваемых должностей (кухонные рабочие, повара и т. д.) 0 Зависит от позиции аутсорсера
Экономия затрат на обучение персонала при необходимости решения специфических задач
(учреждение получает готовых узких специалистов без вложений на их подготовку)
5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Непрерывная безотказная работа (нет понятий «отпуск» и «больничный лист») — аутсорсер сам обеспечит замену временно отсутствующих работников 5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
При неудовлетворительной работе аутсорсера возможность сменить поставщика услуг 5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Высокая ответственность аутсорсера перед медицинским учреждением (гражданско-правовая, финансовая) по сравнению с ответственностью сотрудников собственного учреждения 5 Обязательное условие при переходе на аутсорсинг
Возможность высвобождения в ряде случаев площадей (например, площадей пищеблока при организации привозного питания) 0 Зависит от позиции руководителя медорганизации: передача в аренду помещения пищеблока или организация привозного питания

Примечание:

  • 40 баллов и более — контракт и договорные обязательства могут обеспечить высокое качество оказания пациентам услуги лечебного питания.
  • Менее 40 баллов — в медорганизации имеются высокие риски получения лечебного питания низкого качества и не соответствующего требованиям законодательства.

 

Что на практике

Сменить поставщика услуги на практике очень сложно. Этот процесс требует претензионной работы и публикации новой процедуры закупки услуги. А кто будет кормить в то время, когда будет проходить процедура закупки?.. Именно поэтому очень важно провести предварительные подготовительные работы при переходе на аутсорсинг, взвесить все за и против!


Возможности

  • Своевременное решение проблем неудовлетворенности исполнителями — смена поставщика услуг проще, чем смена штатного персонала (см. выше).
  • Высвобождение в ряде случаев площадей (например, площадей пищеблока при организации привозного питания).
  • Сфокусированность на контроле лечебного питания.
  • Расширение предоставления новых профильных (медицинских) услуг (расширение объема оказания медицинской помощи, в том числе по профилям, специализированной медицинской помощи и высокотехнологической). 

 

Необходимо учитывать как недостатки аутсорсинга, возникающие в связи с его применением, возможные угрозы и риски предоставления некачественной услуги, так и не предоставление данной услуги.


Минусы для медорганизации

  • Зависимость от внешнего исполнителя: медицинские учреждения полностью попадают в зависимость от аутсорсера, взявшего на себя выполнение услуги приготовления лечебного питания.
  • Монополизм! Отсутствие на рынке конкурирующих компаний по обслуживанию учреждений.
  • Неопределенность финансовой перспективы! Аутсорсер, не являющийся монополистом  в настоящий момент, но ставший им в дальнейшем (чему нередко способствует сам контракт с учреждением), может повысить цену  за выполнение услуги.
  • Ограничение доступа к значимой информации. К значимой информации относятся документы, подтверждающие качество и безопасность используемых пищевых продуктов, данные о количестве фактически закладываемых пищевых продуктов и т. п.
  • Невыполнение норм лечебного питания. Речь идет не только о снижении качества лечебного питания, но и об игнорировании аутсорсером обязательности исполнения норм лечебного питания, в частности включения  в рацион специализированных пищевых продуктов смесей белковых композитных сухих (СБКС) и витаминно-минеральных комплексов (ВМК).

Опасность неисполнения контракта!

Что дальше: фиксированная цена контракта по обеспечению стационара питанием — рост цен на пищевые продукты — невозможность исполнить условия контракта со стороны аутсорсера и т. д. 

Следствие: аутсорсеры в целях сокращения собственных затрат могут снизить качество приготавливаемой пищи.

Негативный итог: использование аутсорсерами пищевых продуктов по качеству ниже, чем заявлено в технической документации, невыполнение норм лечебного питания, исключение специализированных пищевых продуктов.

Последствие для главного врача медорганизации: наказание за нарушение законодательства Российской Федерации.

  • Возможность необеспечения надлежащего качества со стороны аутсорсера (особенно в ситуации ценового демпинга в конкурентной борьбе за контракт).
  • Сложность возврата функции приготовления лечебного питания обратно к учреждению при появлении такой необходимости в результате изменения законодательства, системы финансирования.