автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

Профессия врача — одна из наиболее подверженных психологической манипуляции профессий. Именно у врача есть масса обязательств и этических ограничений, он проявляет привычное патерналистское отношение к пациенту. А еще врач изначально призван помогать (опекать, защищать и т. д.). Переходя на язык психологических инструментов, он очень часто находится на Родительской позиции. Как вы помните, Родитель не может сказать «я не знаю», «я не могу», оказаться слабым и неуверенным. Поэтому он легкая мишень для манипуляций такого рода: «Ну, пожалуйста, что вам стоит», «Вы же, как врач, должны понимать, что это значит», «Доктор, это мне не по силам, не справлюсь я». В этой статье мы поговорим об особенностях взаимоотношений пациента и врача, когда пациент выступает в роли манипулятора.


Определение

Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.

Источник: «Психологический словарь», под. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Издательство «Прайм-Еврознак», 2007 г.

Вред манипуляции

Манипуляция принципиально отличается от руководства, воспитания, консультирования тем, что ее цели не только скрыты (это бывает и при других перечисленных формах воздействия), но и учитывают только нужды манипулятора. Объект манипуляции служит только средством достижения целей, его потребности не учитываются, поэтому ему может быть причинен вред.

Масштаб этого вреда может быть колоссальным: от относительно мелких неприятностей, таких как выполнение чужих обязанностей без психологического и материального вознаграждения, до самых катастрофических последствий — неприятия себя, разрушенной личной и профессиональной жизни, болезней.

Манипуляция очень вредна также и манипулятору, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Потому что он тратит много сил на организацию манипуляции. И может получить отпор, после которого трудно будет выстроить конструктивные отношения. А самое страшное то, что со временем он теряет умение, а затем и возможность строить конструктивные отношения.

Слабые места

У каждого человека есть точки уязвимости, которыми может воспользоваться манипулятор.

Автор фундаментальных трудов по психологической манипуляции Харриет Брейкер отмечает в своей книге «Кто дергает за ниточки, или Как не позволить манипулировать собой» (2005 г.): «Манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости („кнопки“), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям;
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать „нет“;
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
  • низкая уверенность в своих силах;
  • внешний локус контроля».

Зная свои слабые места, мы можем защитить себя от манипуляции. У всех людей они разные. Кто-то не может сопротивляться, если «давят на жалость», а кому-то опаснее провокация «на слабо». Понаблюдайте, какие точки могут сделать лично вас уязвимым для манипуляции.

Определяем манипулятивные роли

Чтобы определить, какие виды манипуляций наиболее опасны для вас в вашей врачебной практике, давайте познакомимся с теорией, основанной на уже знакомом вам транзактном анализе (см. журнал «Практическая диетология» № 4 за 2012 г., стр. 70, статья «Диалог с пациентом»).

Занимая ту или иную психологическую позицию (Родителя, Взрослого, Ребенка), люди оказываются в следующих ролях участников манипулятивного взаимодействия: Жертва, Преследователь, Спасатель. Эта модель называется «Треугольник Карпмана», названа так по имени ученого, ее описавшего. Стивен Б. Карпман — ученик Э. Берна, выдающегося американского психолога и психиатра (известного прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа), сын ученика З. Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр. В апреле 1968 г. он опубликовал в американском издании “Transactional Analysis Bulletin” свою статью “Fairytales and script drama analysis” («Сказки и анализ сценарной драмы анализа»), в которой дал описания психологических игр с помощью своего терапевтического треугольника.

Итак, давайте рассмотрим, как взаимодействуют роли (Жертва, Преследователь, Спасатель) в игре под названием «Да, но…», с которой часто сталкиваются врачи.

Пациент: Доктор, я так хочу снизить давление и обходиться без таблеток!

Доктор: Тогда вам нужно прежде всего придерживаться диеты.

Пациент: Да, конечно, но я уже много раз пробовал, срываюсь, и становится еще хуже.

Доктор: Давайте распишем диету, которую вы сможете соблюдать.

Пациент: Да, это было бы здорово, но вы ведь соль мне запретите, а я без нее буквально в обморок падаю.

Доктор: Вы сможете снижать количество соли постепенно.

Пациент: Да, это можно, наверное, попробовать, но я такая раздражительная на диете, муж злится, я так ведь семью разрушу…

Пациент здесь играет роль Жертвы, провоцируя врача на роль Спасателя, а мужа назначая на роль Преследователя. Этот диалог может длиться вечно, если доктор включится в игру манипулятора и, движимый наилучшими побуждениями, начнет защищать Пациента от себя самого, ситуации и мужа.

Игра «Да, но» никогда не приводит к результату, потому что целью Жертвы является не выздороветь, а доказать всем, что его ситуация тяжела и неразрешима. От этой «тяжелой» ситуации Жертва получает свои бонусы (сочувствие окружающих, признание того, что такой больной человек не может выполнять обязанности, и т. д.). В борьбе за эти бонусы пациент хорошо вооружен: на его стороне социальная желательность помогающего поведения врача и окружающих и абсолютная социальная неприемлемость возложения ответственности за болезнь на пациента.

Прямое сообщение «Вы не соблюдаете рекомендации, потому что вам выгодно оставаться больным» может вызвать взрыв негодования не только у пациента и его родственников, но и у коллег и общества в целом. Поэтому мы не будем делать такие прямые провокационные сообщения, а используем более тонкие психологические методы, которые разберем далее.

Рис. 1. Треугольник Карпмана

Рис. 1. Треугольник Карпмана

Тонкости сценария

Вернемся к ролям. Они в тре- угольнике могут меняться. Например, вернувшись домой, Жертва опишет врача как Преследователя, провоцируя мужа стать Спасателем. Или, не получив от врача поддержки, перейдет в роль Преследователя, сделав врача Жертвой. И наверное, вскоре появится Спасатель.

Если же врач примет роль Спасателя, то он не избежит другой беды — не справившись с ситуацией (помните — она в данном формате неразрешима), перейдет в роль Жертвы и пойдет жаловаться коллегам на неблагодарность (бестолковость, ограниченность) пациента. Пациент окажется в этом сюжете Преследователем, а коллега-слушатель, если соблазнится возможностью благородно проявить сочувствие, — Спасателем

Как не допустить развитие подобных сценариев? Ответ достаточно прост: не поддавайтесь манипуляции и не включайтесь в игру! Ни в какой роли.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

ПОДПИСАТЬСЯ

Спасение от манипуляции — в ваших силах

Разберем алгоритм защиты от манипуляции.

Во-первых, будьте внимательны к сигналам, которые дает вам манипулятор и ваше тело.

В действиях собеседника вас должны насторожить:

  • неконгруэнтность слов и действий;
  • стремление навязать роль: «Вы, как женщина, должны меня понять»;
  • попытки вынудить вас что-то сделать на ходу, не подумав;
  • намеки на угрозы: «Вы же понимаете, что я говорю только из уважения к вам, мне бы очень не хотелось, чтобы информация дошла до главврача…»;
  • неожиданное нестандартное поведение (ухаживание либо придирки).

В своем состоянии обязательно отметьте:

  • резкое и непонятное ухудшение настроения;
  • обиду, чувство вины;
  • стремление вести себя вежливо в ущерб себе.

Во-вторых, при малейших признаках психологической манипуляции делайте паузу. Этим вы задержите автоматические реакции и выиграете время.

В-третьих, выходите из ситуации манипуляции. Для этого вам нужна собственная Взрослая позиция и вопросы.

Можно начать с открытых нейтральных вопросов о факте, которые выводят собеседника на позицию Взрослого. Мы их уже разбирали. Если собеседник не является заядлым манипулятором, этого может хватить для перевода ситуации в конструктивное русло.

Но если он опытный манипулятор, то понадобятся антиманипулятивные вопросы. Их суть — не дать вовлечь себя в ситуацию манипуляции, оставаться снаружи и вытаскивать собеседника.

Итак, техника «Антиманипулятивные вопросы».

Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

  • С какой целью вы обратились ко мне с этим вопросом?
  • Что вы имеете в виду, когда говорите о…?
  • Какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) вы имеете в виду?
  • Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
  • Что именно вы считаете неконструктивным?
  • Почему вы решили, что я боюсь?
  • Чего я мог бы здесь испугаться?
  • А других объяснений моего отказа вы не находите?
  • На чем основываются ваши подозрения?
  • Почему вы сделали именно такое предположение?
  • Проверяли ли вы эту информацию?
  • Что случится, если…?

Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:

  • Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?
  • О чем в действительности вы хотите меня попросить?
  • Что вы хотите этим сказать?

Ответы и сообщения:

  • Да, это было мое решение.
  • Результаты будут известны через две недели.
  • Нет, я отказался поддержать ваше предложение.

Предложения по существу дела:

  • Предлагаю обсудить факты.
  • Предлагаю наметить план действий.
  • Сформулируйте еще раз свой вопрос.

Задавайте вопросы спокойно, неэмоционально, доброжелательно. Потому что манипуляция — скрываемое нападение и, будучи вскрытой, может перейти в открытое нападение. Нейтральность вашего противодействия поможет избежать возникновения этого риска.

Мудрость стратегии

В завершение этой статьи желаю вам, уважаемые врачи, обязательно защищаться от манипулирования. Не давайте использовать себя, потому что это никому не принесет пользы, только значительный вред. Тренируйтесь распознавать и прекращать психологическую манипуляцию и, что может быть еще труднее, останавливать собственные стремления манипулировать. Даже если в целях защиты или если кажется, что так быстрее, проще и «всего один раз». В стратегическом плане манипуляция проигрывает.

Уважаемые читатели, присылайте описание случаев, произошедших в вашей врачебной деятельности, которые вы хотели бы обсудить с позиции психологии. Мы разберем их в следующих номерах журнала.

С книжной полки

О психологических играх подробнее читайте в книге Э. Берна «Люди, которые играют в игры». Также наиболее интересными, на мой взгляд, книгами по этой теме являются «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Эверетта Шострома, «Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» и «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е. Л. Доценко.

// ПД