автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

Достаточно банальный сюжет: пациент готов принять самое горькое лекарство, согласен на любые ограничения в питании, вплоть до голодания, чтобы избавить себя от боли.


Однако после исчезновения болевых симптомов он быстро забывает, как ему было плохо, и продолжает баловать себя продуктами, которые могут вызвать очередное обострение.

Например, пациенты, больные хроническим холециститом, предпочитающие жареное мясо, в момент обострения готовы отказаться от любимого блюда, клятвенно обещают, что никогда о нем не вспомнят, но спустя время стараются вернуть жареное лакомство в свой рацион. Или любители алкоголя с заболеваниями печени — многие готовы расстаться с расслабляющим напитком на время острой боли, но по прошествии острого периода готовы вновь баловать себя горячительными жидкостями, нарушать запреты доктора.

В чем секрет психологии боли и почему человек забывает обо всех обещаниях врачу, когда боль проходит?

Люди порой совершают очень странные поступки — например, добровольно наносят вред своему здоровью. Иногда их поведение кажется настолько неразумным, что можно задуматься, правомерно ли называть наш вид Homo sapience — человек разумный.

Однако все, что делает человек, обусловлено его потребностями. Именно так — все, что делает человек, он делает, потому что хочет.

Парадоксально? Сразу хочется привести примеры не желаемых, а то и ненавидимых действий (примеры не из врачебной практики, но весьма наглядные).

Давайте разберем их, чтобы понять постулат об обусловленности поведения потребностями, необходимый для дальнейшего разбора ситуации.

Не хочу , но буду !

Итак, человек делает то, что не хочет. Например, встает рано утром, когда хочет только одного — спать. Потребность, побуждающую его встать, мы найдем, задав вопрос «зачем». Зачем он встает? Чтобы идти на работу? А зачем он идет на работу? Ответ на этот вопрос уже может нас приблизить к пониманию потребностей. Например, человек идет, чтоб заработать деньги (можно искать дальше и выявлять, зачем ему нужны деньги), или он видит свою миссию в том, чтобы помогать людям, или на работе сосредоточен его главный круг общения. В любом случае он встает утром, потому что ХОЧЕТ того, ради чего он это делает. И, кстати, чем ближе и очевиднее это желаемое, тем легче вставать. А если вас с самого утра ждет исполнение мечты, то усилий для подъема не понадобится совсем.

Помню, как в детстве меня удивляло то, что всю неделю поднимаешься с огромным трудом, чтобы идти в школу, а в воскресенье, когда можно выспаться, просыпаешься в 6 утра бодрая. Тогда я относила это на счет «закона подлости».

А вот совсем неприятный пример — человек при уличном нападении отдает свой кошелек грабителям. Конечно, этого он не хочет. Зато хочет другого — ИЗБЕЖАТЬ нежелательных последствий сопротивления. Как писал польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX в. Станислав Ежи Лец: «Жизнь вынуждает человека многое делать добровольно».

Таким образом, можно сказать, что все, что мы делаем, мы делаем, чтобы достичь желаемого или избежать нежелаемого.

Чтобы разобраться с тем, как потребности мотивируют пищевое поведение, давайте познакомимся с несколькими важными закономерностями потребностей как психологического феномена. Мы сделаем это с помощью классической мотивационной схемы — пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, американского психолога, одного из основоположников гуманистической психологии.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Иерархия потребностей А. Маслоу

Эта модель (см. рис. 1.) была разработана в 40-х гг. прошлого века и все еще остается наиболее известной и часто используемой везде, где речь идет о потребностях человека и его мотивации. Маслоу выделяет пять основных категорий потребностей в строгой иерархической структуре:

  1. базовые (физиологические) — в еде, питье, сне, комфортных ощущениях тела, дыхании, продолжении рода;
  2. в безопасности, стабильности и уверенности в будущем, в предотвращении опасных изменений;
  3. социальные — в принадлежности к какой-то группе людей, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии и одобрении другими; в общении, социальных контактах;
  4. в уважении — в самоуважении, личных достижениях, уважении со стороны окружающих, признании, в определенном месте в коллективе;
  5. в самовыражении — в реализации потенциала и личностном росте, самореализации в творчестве, эстетических потребностях в достижении результатов, развитии.

Кроме четкого разделения потребностей на уровни модель предполагает еще ряд закономерностей. Для целей этой статьи наиболее важно следующее условие: прежде чем потребность более высокого уровня будет удовлетворена, должны быть удовлетворены потребности низших уровней. То есть потребности более низкого уровня побеждают последующие — всегда, если только человек специально не приложит существенного волевого усилия.

Нам наиболее важны ситуации, в которых базовые потребности и потребности в безопасности/стабильности вступают в противоречие. Именно противоречие этих уровней наиболее наглядно демонстрирует причину, по которой «человек разумный» ведет себя совершенно неразумно, нанося огромный вред своему организму неправильным питанием и образом жизни. Также становится понятно, почему этого не происходит, когда человек испытывает острую боль и формирует немедленную реакцию на неправильное поведение. Разобравшись с этим, мы сможем определить, что делать, если эта реакция непрямая и отсроченная.

Рис. 1. Мотивационная схема — пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Рис. 1. Мотивационная схема — пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Далее в статье:

Итак , как это проявляется ?

На личном опыте

Нет боли — нет диеты

Как сформировать волевое усилие ?

Стереотип «Если нельзя, то очень хочется», или эффект теории реактивности (reactance theory)

Что делать ?

Стереотип «Потом мне будет плохо, но это же потом», или задержка обратной связи

Что делать ?

Время успеха Секрет пищевых привычек