Цикл публикаций «МЕЦЕНАТЪ»


автор: Е. И. Калмыкова директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва (с 1995 по 2018 г.)

автор: Е. И. Калмыкова директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва (с 1995 по 2018 г.)

История донорства грудного молока

Донорство молока — такое же благое дело, как донорство крови.

milkmama.info 

В 1768 г. сельские женщины получили возможность нового заработка, легального и достойного. В целях расширения деятельности воспитательных домов для сирот и брошенных детей государственным указом были учреждены «деревенские экспедиции». Согласно указу, в воспитательном доме оставляли самых слабых детей, а остальных отправляли в деревни на вскармливание и воспитание. Плата кормилицам и воспитательницам выдавалась приличная.

Дело развивалось с большим размахом. К Петербургскому воспитательному дому было приписано 2000 селений Петербургской, Псковской, Новгородской губерний, где 18 тыс. кормилиц воспитывали 25 тыс. детей. К Московскому воспитательному дому было приписано 4300 селений Московской, Тульской, Владимирской, Тверской и Рязанской губерний с 30 тыс. кормилиц, воспитывавших до 40 тыс. детей.

Казалось бы, это блестящий пример частно-государственного партнерства, об актуальности которого мы любим говорить в настоящее время.

Однако не всё так просто. Концентрация подопечных воспитательных домов в сельской местности привела к болезненности и смертности местного населения. И дело не только в том, что кормилицам привозили ослабленных и больных детей. Причина была в том, что местные кормилицы в погоне за денежным вознаграждением меньше внимания уделяли собственным детям. Народная перепись, проведенная в те годы, показала такой серьезный масштаб катастрофы, что вышел даже не один, а два Высочайших указа (1837 и 1839 гг.) «До сведения моего дошло, — говорится в Указе 1839 г., — что крестьянки дворцовых имений во множестве поступают в кормилицы воспитательного дома или берут из онаго детей на вскармливание, через что их собственные дети остаются без призора и гибнут в значительном числе. Находя такое обыкновение, на корыстных видах основанное, противным нравственности и гласу природы, повелеваю: отныне и навсегда сие им воспретить».

Удивительно, что и в наши дни, несмотря на развитие общества, достижения в науке и технике, почти столетнюю историю с момента создания банков грудного молока, эффективно решить проблему помощи женщинам при недостатке или отсутствии собственного молока так и не удалось в полной мере.

Первые контракты с кормилицами

История донорства грудного молока берет свое начало с давних времен. О женщинах, которые кормят грудью чужих детей, есть четыре упоминания в Библии. Известно, что подобная практика существовала в Древнем Египте, Греции, Римской империи. Начиная с эпохи Римской империи и заканчивая Америкой XVIII–XIX вв. в качестве безвозмездных кормилиц использовались рабыни.

В разгар Римской империи, между 300 г. до н. э. и 400 г. н. э., появились первые письменные контракты с кормилицами. Богатые люди покупали брошенных младенцев в качестве недорогих рабов для будущего использования, а кормилицы, которые сами были рабынями, кормили младенцев до 3 лет. Контракты содержали подробный отчет о службе кормилиц, включая продолжительность грудного вскармливания, поставки одежды, масла для ламп и оплату услуг.

Гален из Пергама (с 130 до 200 г. н. э.) советовал кормилицам успокаивать младенцев путем пеленания, движения, укачивания и пения колыбельных.

Римский врач Орибасиус (с 325 до 403 г. н. э) писал, что от кормилицы требуется выполнение определенной физической работы для движения грудной клетки и плеча, чтобы увеличить поток молока. Наиболее полезными для этой цели врач считал шлифовку, ткачество и ходьбу. Он также замечал, что лучшая кормилица — это здоровая 25–35-летняя женщина, которая недавно родила мальчика.

После XI в. услугами кормилиц пользовались аристократические и королевские семьи Европы.

Вслед за знатью традиция нанимать кормилицу стала распространяться в состоятельных семьях. В основном для этой цели приглашали в дом крестьянок. Работа кормилицей в богатой семье казалась раем для бедных женщин, привыкших к тяжкому сельскому труду. В течение года-двух они занимались только ребенком, следили за его питанием, сном, опрятностью и благополучием.

Однако не всегда нанятая кормилица поступала благоразумно. Она могла, невзирая на все запреты родителей ребенка и врачей, дать ребенку соску — грязную тряпицу с завернутым в нее куском сахара или жеваного хлеба. Чтобы дитя крепче спало — накормить его тертым маком или напоить водкой. Использовать для лечения малыша домашние средства — и хорошо, если «спрыск с уголька», а не крысиные черепа или заячий помет. Скрыть от хозяев, что молоко пропало, чтобы возможно дольше не потерять места. Закрутить любовь с кучером или лакеем. Одним словом, плохих кормилиц встречалось немало. Поэтому так ценились хорошие.

В некоторых записях Средневековья перечисляются конкретные качества и обязанности кормилицы. К примеру, в середине XIII в. Бартоломеус Англикус, францисканский монах, указывает: «Кормилица радуется вместе с мальчиком, когда он радуется, и плачет вместе с ним, когда он плачет, как делала бы мать. Она поднимает его, когда он падает, дает молоко, когда он плачет, целует его, когда он лежит...».

Далее в статье:

«А мне плясать охота!»

Матери наполовину?

Мамушка кормилица

Блондинка, брюнетка или рыжая?

Новая изба за грудное молоко

Подарки кормилице

«Ты будешь насыщаться молоком народов...»

Мамушки поэтов российских

«С удивлением взирает вселенная»

На закате эпохи кормилиц

Первый банк молока

«Капля молока» в Советском Союзе

Европейские лидеры

Молочные инвестиции Соединенных Штатов

Австралийские сложности

Позиция ислама

К вопросу о безопасности

В России

Доступность «чистой любви»

Литература