автор: Е. И. Калмыкова директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва

автор: Е. И. Калмыкова директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва

«Ура, мы едем на море!» — восклицаете вы в предвкушении ласковых волн, красивых пейзажей и увлекательных путешествий. Конечно, у вас нет сомнений, что это полезно для здоровья: свежий воздух, купание в морской воде, пешие прогулки, фрукты с дерева и овощи с грядки. Вы удивитесь, но мысль о полезности всех этих вещей не так уж стара.


К примеру, в XIX в. одна алуштинская помещица, чтобы приучить людей к морскому купанию, прямо на берег моря вывозила духовой оркестр. Только в 1912 г. Казимир Функ открыл первый витамин — B1 (тиамин), а аскорбиновая кислота была получена Сент-Дьёрди в 1927 г.

А одним из первых научных исследователей влияния климата, морских купаний, пеших прогулок на состояние здоровья был Владимир Николаевич Дмитриев (1842–1904) — доктор медицины, ученый, основоположник научно обоснованного климатолечения, автор многих новаторских медицинских методик, создатель санитарного и курортного благоустройства Ялты, выдающийся общественный деятель, подвижник и благотворитель.

«Доктором без лекарств» называли В. Н. Дмитриева современники. Горькие пилюли и порошки он предлагал больным заменять морскими купаниями, виноградом, молоком и кефиром. «Два-три дня, проведенные вдали от городской сутолоки, от всей искусственной обстановки, которой мы так искусно портим наши нервы, сделают гораздо больше добра, чем полные курсы лечения гидро..., электро... и прочими... пиями», — писал он более ста лет назад. Его советы не потеряли своей ценности и в наши дни.

Знакомьтесь: доктор без лекарств

Владимир Николаевич родился в 1842 г. в Калужской губернии, в бедной семье. Рос смышленым и любознательным мальчишкой. Родители, несмотря на трудности с деньгами, постарались дать сыну образование. После успешного окончания гимназии Владимир поступил на медицинский факультет Московского университета. Много читал, хорошо учился, а свои скудные средства тратил на посещение театров и концертов классической музыки.

После окончания университета Дмитриев служит судовым врачом. О нелегком периоде жизни доктора написал Д. Н. Тарасенко в легендарном путеводителе «Южный берег Крыма» (Симферополь: Бизнес-Информ, 2015. — 376 с., илл.): «...С командой гардемаринов он отправился судовым врачом в плаванье. Во многих портах побывали ребята, когда шли в Китай вокруг Африки, но чаще приходилось им видеть однообразную синеву за бортом и с грустью вспоминать о доме. В другом походе корабль пересек Атлантический океан и прибыл в Южную Америку. Оба раза молодой врач спасал моряков от скуки дальнего рейса тем, что ставил по памяти спектакли Островского и Гоголя. Даже на берегу, в роскошном Рио-де-Жанейро, по просьбе российского консула моряки исполнили перед местными зрителями комедию „Ревизор“. На спектакле присутствовал и сам мэр города!»

От С. П. Боткина В Крым

Затем Дмитриев вернулся в Москву и начал заниматься научной работой в клинике С. П. Боткина. Однако работал недолго, потому что, заболев еще в плавании, стал кашлять и терять силы. Боткин определил у него неизлечимый в то время туберкулез. Незадолго до того Сергей Петрович направил в Крым с таким же диагнозом императрицу Марию Александровну, а теперь направлял еще одного богатого пациента, которому нужен был толковый врач. По рекомендациям С. П. Боткина и известного врача Г. Захарьина в 1867 г. Дмитриев переезжает в Крым.

В Ялте

В возрасте 28 лет, имея за плечами семилетнюю врачебную практику, В. Н. Дмитриев поселился в Ялте.

Немного окрепнув, он начал свою подвижническую деятельность, работая врачом в единственной тогда городской больнице Ялты.

Все ялтинцы хорошо знали Владимира Николаевича.

«Среднего роста, слегка полный, с большой бородой... Он никогда ее не подстригал и не брил. Только во время военной службы, по законам ее, должен был выбривать подбородок и тогда носил громадные бакенбарды. Толстый нос, губ совершенно не видно из-за усов... небольшие умные близорукие глаза с короткими ресницами, прикрытые очками, густые брови, большой прекрасный лоб и густые даже в старости волосы — темные в молодости и совершенно седые к 50 годам. Лицо некрасивое, но бросавшееся в глаза: благородное, умное, внушающее доверие. Такая же речь — авторитетная, точная, вежливая, „уважающая слушателей“», — таким вспоминает отца сын Борис в своих трудах.

Со временем Владимир Николаевич полностью излечился от коварного недуга и прожил еще 37 лет, за которые успел сделать столько, что хватило бы на три жизни.

Далее в статье:

Климатология российской ривьеры

Лечение виноградом

Вкусить ягоду жизни

Лечение кефиром

Маршрут здоровья

Крымский горный клуб

Врач, судья, режиссер… филантроп!

Досуг доктора

Уход

Потомки

Спасительный берег

Список литературы