автор: Т. Ю. Гроздовад. м. н., вицепрезидент Национальной ассоциации клинического питания, руководитель редакционного совета, научный редактор журнала «Практическая диетология»

автор: Т. Ю. Гроздова, д. м. н., вицепрезидент Национальной ассоциации клинического питания, руководитель редакционного совета, научный редактор журнала «Практическая диетология»

С февраля 2010 по январь 2011 г. на территории Татарстана, незаконно используя известный торговый знак, мошенники продавали поддельное диетическое (лечебное и профилактическое) питание в медицинские и социальные учреждения. За смеси белковые композитные сухие они выдавали аналогичные, но более дешевые белковые смеси, например белковые колбасные добавки (за 90 руб/кг). Для этого мошенники переклеивали этикетки на практически идентичные этикеткам оригинального продукта и продавали подделку по цене 1200 руб/кг буквально тоннами в различные учреждения городов и районов республики.


Более подробную информацию об инциденте в Татарстане можно получить на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru, в разделе «Новости» (от 18.01.2012) или из газеты «Коммерсантъ» (Казань), № 61 (4843), 06.04.2012.

Подобные случаи, к сожалению, в нашей стране не единичны. Так, в Национальную ассоциацию клинического питания постоянно обращаются врачи-диетологи из различных учреждений с просьбой разъяснить, как отличить закупаемую качественную продукцию от некачественной, оригинал от подделки. Многие из них жалуются на то, что некоторые товаропроизводители не выполняют требования к производству и обороту продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, не наносят на этикетки и упаковку достоверную информацию. Для того чтобы предостеречь потребителя от покупки некачественного товара или подделки, мы подготовили материал о том, как проверить качество и безопасность продуктов питания.

Основа прав потребителей

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г., где впервые были сформулированы основные права потребителей: на право выбора товара, работы (услуги), безопасность, информацию, здоровую окружающую среду и право быть услышанными.

В РФ правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана благодаря введению в действие Федерального закона № 2300-I «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 г. Положениями настоящего закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах.

Подтверждение соответствия

Говоря о качестве и безопасности продуктов питания, нельзя не упомянуть о таком понятии, как подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия, согласно ст. 2 ФЗ № 184 «О техническом регулировании» (от 27.12.2002), — это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям техни ческих регламентов, положениям национальных стандартов, ГОСТов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях, закрепленных в ст. 18 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»:

  • удостоверения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 федерального закона «О техническом регулировании»).

Объекты обязательной сертификации определяются Перечнями товаров, работ и услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Необходимо отметить, что по решению Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 19.04.2012) «О применении санитарных мер в таможенном союзе» в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, входят специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов, биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты, а также пищевые продукты, полученные с использованием генно- инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации (п. 2 ст. 25 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»).

Сертификат соответствия включает в себя:

  1. наименование и местонахождение заявителя;
  2. наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
  3. наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
  4. информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
  5. наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
  6. информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
  7. информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  8. срок действия сертификата соответствия.

 

Цитата из выступления председателя правительства России Д. А. Медведева на Первом Международном форуме«Антиконтрафакт-2012» (22.10.2012):

«Мы встали на путь создания открытого рынка относительно недавно, 20 лет назад. Есть в этом и определенный драйв, и очевидные издержки. Но сегодня в любом случае Россия является полноценным участником глобальной экономики и заинтересована в максимально широкой, содержательной дискуссии по поводу регулирования интеллектуальной собственности и противодействия распространению контрафактной и недоброкачественной продукции.

…Наша совместная задача — способствовать формированию рациональной модели потребления. Ведь граждане любой страны, и я хотел бы на это обратить особое внимание, должны понимать, что, приобретая товары сомнительного происхождения, они не только рискуют своим здоровьем и поддерживают нелегальных производителей, но они, по сути, ставят под удар всю систему создания качественных изделий, в которые вложен значительный человеческий труд, интеллектуальный труд. Конечно, всё это ведет к недобросовестной конкуренции и падению объемов инвестиций и в конечном счете — просто снижает уровень жизни в стране».

Источник: правительство.рф.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом (абз. 3 п. 2 ст. 25 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»). Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Нарушение требований

Выпуск продукции с нарушениями требований по безопасности влечет для производителя, исполнителя неблагоприятные последствия, в частности:

  1. производство приостанавливается;
  2. товар снимается с производства изготовителем (исполнителем);
  3. прекращается реализация товара изготовителем (исполнителем) и продавцом;
  4. изъятие из оборота и отзыв товара от потребителя изготовителем (исполнителем) и продавцом.

Согласно ст. 7 закона № 2300-I «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992), производство и реализация продукции, не соответствующей требованиям безопасности, должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения (технологии, конструкции, материалов, испытаний и т. п.) или других недостатков.

Информация о товаре

Один из критериев выбора потребителей — это информация о товаре. Только на основании достоверной и полной информации можно выбрать качественные пищевые продукты, которые обладают всеми необходимыми свойствами. С правом на информацию связано право потребителей на выбор.

Согласно «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей», принятым Организацией Объединенных Наций 9 апреля 1985 г., потребителей следует инструктировать о назначении товара, его свойствах, правильном использовании товара и информировать о возможном риске при предназначаемом или другом его разумно возможном использовании.

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 закона «О защите прав потребителей» должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания.

Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия качества товара обозначение;
  • в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения, способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается правительством РФ.

Также изготовитель (продавец) обязан сообщить потребителю о правилах и условиях эффективного и безопасного использования, сроках годности, указать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).

Один из самых важных пунктов в списке информации, предоставляемой изготовителем (продавцом), на который необходимо обращать внимание в первую очередь, это информация об обязательном подтверждении соответствия качества товаров (работ, услуг). В документальном удостоверении соответствия продукции устанавливаются обязательные требования, обеспечивающие безопасность товара (работ, услуг) для жизни, здоровья. Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к продуктам питания.

Согласно ст. 95 «Гражданского кодекса Российской Федерации» (ГК России) и ст. 12 закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Срок годности

При приемке продуктов питания на склад, согласно ст. 472 ГК России, необходимо определять срок, по истечении которого продукт питания считается непригодным для использования по назначению (т. е. срок годности). Эта информация должна быть указана в технических документах на товар (работу) (п. 4 ст. 5 закона «О защите прав потребителей»).

Срок годности продукта питания выполняет две функции:

  • гарантирует соответствие продукта питания требованиям по качеству, устанавливаемым обязательными для продавца правилами;
  • устанавливает запрет на реализацию (передачу) продавцом (изготовителем) товара после истечения данного срока, а также в предшествующий истечению этого срока период, недостаточный покупателю для использования купленного продукта по назначению.

Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой продукт питания пригоден к применению (ст. 473 ГК России). Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается согласно п. 5 ст. 5 закона «О защите прав потребителей». Соответствующая информация о сроке годности товара должна содержаться непосредственно на товаре, его упаковке и в документации о его качестве. Срок годности товаров не может быть приостановлен или прерван.

На пищеблоке

Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами (сертификатом соответствия, декларацией соответствия, свидетельством о государственной регистрации), удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится органолептическая оценка и делается запись в журнале бракеража продукции.

Источник: Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность“» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы...»).

Качество товара

Качество товара — это сложное понятие, включающее в себя различные критерии. В первую очередь к ним можно отнести конкретные показатели данной продукции, которые носят технико-экономический характер, и показатели, определяющие качество технологии изготовления данной продукции, а также характеристики эксплуатации технологий по производству данной продукции. Определяющими среди таких показателей являются уровень надежности и безопасности продукции, срок ее службы (годности), уровень трудоемкости и наукоемкости ее производства.

Право потребителя на получение товара надлежащего качества, т. е. продукции, соответствующей по качеству установленным требованиям, является одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных законом.

В настоящее время на рынке пищевых продуктов можно встретить фальсифицированные продукты, т. е. подделку – продукцию низкого качества, выпущенную с целью обмана потребителей. Именно поэтому перед принятием решения об использовании в лечебном питании пищевых продуктов, в том числе специализированных, необходимо установить их безопасность и качество.

Основанием для определения качества продуктов диетического питания является применение Федерального закона от 2.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В ст. 9 этого нормативно-правового акта определены основные принципы государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Это требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания. Они устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.

Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов следующие:

пищевой продукт должен иметь сертификат соответствия (декларацию соответствия), свидетельство о государственной регистрации, удостоверение качества (наличие свидетельства о государственной регистрации и полной информации о продукте можно проверить на выделенном сервере поиска по Реестрам Роспотребнадзора и сан.-эпид. службы России www.fp.crc.ru);

  • пищевые продукты должны иметь свойства, позволяющие их использовать на пищеблоке при приготовлении диетических блюд;
  • пищевые продукты должны быть упакованы так, чтобы обеспечивалось сохранение их качества и безопасности на всех этапах оборота продуктов.

На пищеблоке медицинского учреждения могут находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом от 2.01.2000 № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Запрещено использование пищевых продуктов, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Важным моментом является изучение документов, определяющих качество продукта. Если полученные данные не соответствуют представленной информации и в отношении их имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации, — такие пищевые продукты являются некачественными и опасными и не подлежат реализации на пищеблоке, должны быть утилизированы или уничтожены.

Принятые в Российской Федерации законодательные акты обеспечивают качество и безопасность пищевых продуктов посредством применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В целях предупреждения в медицинских учреждениях возникновения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди пациентов, связанных с употреблением недоброкачественной пищи, не допускается принимать:

  • продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность, с истекшими сроками годности, признаками порчи и загрязнения; подмоченные продукты в мягкой таре (муку, крупу, сахар и другие продукты);
  • крупу, муку, сухофрукты, продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные механическими примесями;
  • овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;
  • мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства, кровяные и ливерные колбасы;
  • мясо и яйца водоплавающей птицы (уток, гусей), непотрошеную птицу, яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
  • консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

По техрегламенту

Проблема некачественных и фальсифицированных продуктов питания касается не только нарушений их производства, но и прав потребителей. В связи с этим основой для создания единых требований к качеству и безопасности пищевых продуктов стал Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором определены нормативно-правовые основы технических регламентов и национальных стандартов.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции причинен вред жизни или здоровью граждан или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам (ст. 36, гл. 7 закона «О техническом регулировании»).

В настоящее время с целью защиты потребителей, в том числе и пациентов, госпитализированных в медицинские учреждения, и граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты, от некачественных продуктов питания в Российской Федерации выпущен ряд технических регламентов. Так, во вступившем в силу Федеральном законе от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» определены требования, предъявляемые к молоку и продуктам его переработки.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

На примере молока

В соответствии с законом № 88- ФЗ при поступлении на склад пищеблока молока и продуктов его переработки необходимо проверить наличие документов, в которых установлено соответствие конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждена однородность партии этого продукта. В обязательном порядке следует проверить сопроводительные документы на молоко и продукты его переработки, сверить содержащуюся в них информацию с маркировкой на потребительской упаковке и транспортной таре. А также оценить внешний вид идентифицируемого продукта и упаковки.

В методических указаниях МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 11 февраля 2009 г.) определены виды молока и молочной продукции, которые наиболее часто становятся объектами фальсификации и подлежат контролю по критериям, подтверждающим подлинность:

  • сырое молоко и сырые сливки;
  • питьевое молоко и питьевые сливки;
  • кисломолочные жидкие продукты, в том числе обогащенные пробиотическими микроорганизмами;
  • творог и творожные продукты;
  • сметана и продукты на ее основе;
  • масло из коровьего молока;
  • сыр и сырные продукты;
  • молочные консервы, сгущенное молоко.

Основные показатели, характеризующие подлинность в границах естественных вариаций для молока и продуктов его переработ ки и установленные в критериях подлинности продукции при различных способах ее фальсификации, представлены на сайте www. praktik-dietolog.ru в разделе «Полезные материалы».

Подлинность (или аутентичность) пищевой продукции это неотъемлемая составная часть качества пищевой продукции (в том числе молока и молочной продукции), от которой зависит пищевая ценность диетических блюд и обеспеченность пациента основными нутриентами: белками, жирами и углеводами.

Куда сообщить о нарушении?

Лицо, которому стало известно о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, обязано сообщить об этом в Роспотребнадзор в течение десяти дней с момента получения указанной информации и довести ее до изготовителя.

Источник: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184- ФЗ (ред. от 06.12.2011)

«О техническом регулировании».

Гарантия качества

Определение качества продуктов питания — важная стадия в процессе закупки продуктов питания и исполнения договора купли-продажи, находящаяся в сфере действия гарантии продавца о качестве товара.

Пример из судебной практики

По результатам проведенных лабораторных испытаний в молоке, закупленном одним из медучреждений, выявлено наличие и содержание жиров немолочного происхождения, информация на этикетке о составе молочного продукта оказалась недостоверной, т. к. не соответствовала показателям идентификации, установленным Техническим регламентом на молоко и ГОСТ Р 52253-2004, в связи с чем указанная продукция признана фальсифицированной. Допущена недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества товара. В отношении недобросовестного поставщика были приняты правовые санкции.

Определение качества продуктов питания

Основной способ определения качества продуктов питания — соответствие техническому регламенту, национальному стандарту. Эти документы относятся к области стандартизации и используются на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 13 закона «О техническом регулировании». Одним словом, технические регламенты, национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации (п. 1 ст. 15 закона «О техническом регулировании»).

Качество товара можно определить по следующим критериям:

  • стандарт (дается ссылка на соответствующий документ);
  • технические условия (обычно используются для уникальной продукции, по которой в контрактах приводится текст технических условий);
  • спецификация (приводится спецификация);
  • образец;
  • описание (подробно описывается товар) — оно может опираться на хорошо известные на рынке виды товаров, например, содержать указание на сорт и район происхождения сельскохозяйственной продукции;
  • предварительный осмотр (покупатель осматривает весь товар);
  • содержание отдельных веществ (указывается допустимое содержание полезных веществ и примеси вредных);
  • выход готового продукта (указывается выход готового продукта из сырья) и др.

Согласно ст. 474 в «Гражданском кодексе Российской Федерации» проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Порядок проверки качества товара также устанавливается в этих документах. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. Порядок проверки качества определяет сроки, в течение которых покупатель должен проверить качество товара после его принятия и известить продавца об обнаруженных недостатках, порядок и сроки составления акта о них, требования к его оформлению, методы проверки и т. п.

В ГК России закреплен приоритет закона, обязательных требований государственного стандарта перед договором купли-продажи в части проверки качества товара, в том числе и порядка ее проведения. При наличии хотя бы одного из нормативных актов, устанавливающих проверку качества, порядок проведения проверки качества товара, определенный договором, долженсоответствовать требованиям такого акта.

Из постановления суда

Вниманию читателей мы предоставляем фрагмент текста из документа «Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 5.09.2012 № 07АП-6415/12» (г. Томск). В нем объединены основополагающие правила, которым должны следовать все товаропроизводители и поставщики.

«Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ „О качестве и безопасности пищевых продуктов“ (далее — Закон № 29-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации, и предусмотрено, что пищевые продукты, сведения о регистрации которых отсутствуют, признаются некачественными и опасными для здоровья (пункт 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ).

На основании пункта 3 статьи 15 Закона № 29-ФЗ продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 29-ФЗ пищевые продукты, изготовленные в Российской Федерации, пищевые продукты, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона № 29-ФЗ государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя: экспертизу документов, которые представляются изготовителем, поставщиком пищевых продуктов и подтверждают их соответствие требованиям нормативных документов, условий изготовления или поставок пищевых продуктов, а также результатов проводимых в случае необходимости их испытаний; внесение пищевых продуктов и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр пищевых продуктов, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации; выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.

С 1 июля 2010 г. вопросы государственной регистрации пищевых продуктов, помимо Закона № 94- ФЗ, регулируются также Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299.

На основании пункта 2 раздела II указанного Единого перечня государственная регистрация специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания является обязательной.

Пунктом 17 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 319, предусмотрено, что маркировка пищевых продуктов должна соответствовать национальному законодательству государств — членов таможенного союза.

Согласно пункту 3.4 Национального стандарта «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст (ГОСТ Р 51074-2003), информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

По смыслу приведенных норм и положений государственной регистрации подлежит не только сам пищевой продукт диетического (лечебного и профилактического) питания, но и его наименование, а также заявленные в отношении него сведения о его потребительских свойствах и области применения».

Преамбула закона

Безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Источник: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

Регистрация обязательна!

Специализированные продукты диетического (лечебного и профилактического) питания входят в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации.

Источник: Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, раздел II, п. 2.

Безопасность специализированных продуктов питания

Говоря о безопасности специализированного продукта питания, мы подразумеваем, что продукт безопасен как при его предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании. Тот, кто несет ответственность за выход пищевых продуктов на рынок, должен обеспечить, чтобы эти пищевые продукты в период нахождения у них не становились опасными из-за неправильного обращения или хранения (п. 10 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятые 09.04.1985 резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Медицинские учреждения (в том числе учреждения социальной защиты) следует инструктировать о правильном использовании специализированных продуктов питания и информировать о возможном риске при предназначаемом или другом разумно возможном использовании.

Необходимо отметить, что при использовании специализированного продукта питания потребитель (т. е. медицинское учреждение, учреждение социальной защиты) изначально должен быть уверен в том, что безопасность пользования ему уже обеспечена. Если для безопасного использования специализированного продукта питания, его хранения, транспортировки и использования при приготовлении диетических блюд необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на продукт, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя (п. 3 ст. 7 закона «О защите прав потребителей»).

Государственная защита прав потребителей

Государственная защита прав потребителей — это довольно широкая правовая категория, призванная обеспечить строгое и неуклонное исполнение закона и подзаконных актов, а также соблюдение дисциплины не только юридическими лицами различных форм собственности, но и общественными объединениями и гражданами.

Ведущую роль в обеспечении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  • Министерство здравоохранения РФ.
  • Росздравнадзор.
  • Министерство промышленности и торговли РФ.
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
  • Министерство сельского хозяйства РФ.
  • Россельхознадзор.
  • Министерство внутренних дел РФ.
  • Иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
Общественная защита прав потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются в инициативном порядке, а также с учетом конкретного интереса потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Этими нормативно-правовыми актами установлено, что деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

В соответствии со ст. 45 закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

  1. Участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
  2. Проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них.
  3. Проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.
  4. Распространять информацию о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой.
  5. Вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям.
  6. Вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  7. Обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ.
  8. Обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

Таким образом, в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Помимо задач, определенных ст. 45 закона «О защите прав потребителей», действенными мерами общественных объединений потребителей являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

Особое место в реализации потребительской политики занимает негосударственная некоммерческая организация социально-правовой направленности — Национальный фонд защиты потребителей, действующий в России с 16 августа 1991 г. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъектов фонд последовательно осуществляет выполнение целевых программ и проектов по организации системы независимой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фальсифицированной, некачественной и опасной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.

Право на проверку

Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 45 закона «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность осуществления проверки соблюдения прав потребителей, а также составления актов о выявленных нарушениях прав потребителей. Это подтверждает право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) на выявление нарушений прав потребителей, т. е. на установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Подлинность товара

Набор характерных, специфических показателей, отличающих данное изделие от других, определяет подлинность товара. При этом необходимо помнить, что все производимые однородные товары всегда имеют подлинный (утверждаемый, базовый) образец, на основе которого готовится вся проектно-технологическая документация, и затем данный образец просто тиражируется. Таким образом, подлинный (утверждаемый) образец, являющийся исходным изделием, является стандартным образцом для всех остальных выпускаемых товаров.

Источник: Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров, М., 2008.

Пример независимой экспертизы

В Национальную ассоциацию клинического питания поступило сообщение от генерального директора Национального фонда защиты потребителей А. Я. Калинина с целью информирования членов ассоциации о наличии разногласий в оценке качества и безопасности специализированных продуктов питания, предлагаемых в медицинские учреждения и учреждения соцзащиты в качестве смесей белковых композитных сухих.

В сообщении говорилось о том, что в Национальный фонд защиты потребителей обратились представители хозяйствующих субъектов, потребители, а также специалисты пищевой промышленности с просьбой организовать проведение независимой экспертизы смесей белковых композитных сухих, предназначенных для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.

В рамках целевой программы по противодействию проникновения на рынок контрафактной, фальсифицированной, опасной и некачественной продукции, а также программы развития производства и оборота диетических, специализированных и функциональных пищевых продуктов Национальный фонд защиты потребителей провел независимую экспертизу. Для этого образцы продуктов четырех товаропроизводителей с заявками на проведение экспертизы доставили в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения, испытательный лабораторный центр Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. В ходе экспертизы были проведены следующие работы: микробиологические исследования, определение органолептических показателей и физико-химических показателей (массовой доли белка, жира, влаги, перекисного числа, жирнокислотного состава).

Выводы фонда

По итогам проделанных работ Национальным фондом защиты потребителей были сделаны следующие выводы:

  1. В России создана правовая и нормативно-техническая база, которая в полной мере обеспечивает качество, требуемый уровень безопасности, право потребителей на информацию при производстве и обороте смесей белковых композитных сухих. Введен термин и определение исследуемых продуктов, определены их идентификационные признаки, классификация, обеспечена четкая регистрация продукта, есть правила подтверждения их соответствия. Эксперты фонда считают, что сложившаяся непростая ситуация в сегменте рынка смесей белковых композитных сухих носит субъективный характер и может быть уже в текущем году исправлена с учетом правовых, экономических, социальных и информационно-просветительских факторов.
  2. Производителями не выполняются должным образом существующие требования к производству и обороту продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, к предоставлению для потребителей на этикетках и упаковке достоверной информации. Имеют место случаи предоставления заведомо ложной информации и фальсификации продукции. Результаты экспертизы показали, что ситуация тревожная. Фактически соответствующим существующим требованиям законодательства до введения и после введения ГОСТ Р № 53861-2010 можно считать лишь один из проверенных продуктов — смесь белковую композитную сухую «Дисо®» «Нутринор». Некоторые товаропроизводители, желая реализовать свою продукцию через систему госзаказа, пытаются выдать сухие молочные сублимированные смеси, обогащенные витаминами, или другие похожие продукты за «смеси белковые композитные сухие», которые являются диетическим (лечебным и профилактическим) питанием, требуют подтверждения этих свойств. При этом один и тот же продукт данные товаропроизводители позиционируют сразу в нескольких сегментах рынка — это и продукты спортивного питания, и для похудания, и для страдающих серьезными заболеваниями, и для диетического питания. Зачастую оснований и доказательной базы (клинических испытаний по соответствующей области применения) у товаропроизводителей нет. Фонд намерен просить ФАС РФ и Роспотребнадзор оценить правомерность размещения информации на этикетках продукции таких товаропроизводителей и дать оценку фактической фальсификации смесей белковых композитных сухих. Такие продукты должны быть изъяты из оборота, товаропроизводители наказаны в соответствии с составом и областью применения.
  3. Эксперты фонда считают, что контроль и надзор госорганов и влияние структур гражданского общества в сфере торгового оборота смесей белковых композитных сухих должны быть усилены, в первую очередь — в части качественных характеристик продуктов и подач объективной и полной информации для потребителей.

С полным текстом официального письма Национального фонда защиты потребителей от 01.08.12 № 1/7 230 вы можете ознакомиться на сайте www.praktik-dietolog.ru в разделе «Законодательная база».

Интерес к применению специализированных продуктов питания в лечебном и профилактическом питании возник в связи с выходом ряда нормативных актов, в которых напрямую указывается о необходимости применения смесей белковых композитных сухих для повышения пищевой ценности рационов. Вопросы идентификации, экспертизы, регистрации и оборота смесей белковых композитных сухих до настоящего времени остаются недостаточно освещенными, и поэтому возникает достаточно много проблем при проведении государственных (муниципальных) закупок. Выход Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53861-2010 «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие Технические условия» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7.09.2010 № 219-ст) определил основные требования к качеству и безопасности специализированных продуктов питания — смесей белковых композитных сухих — при применении в пищеблоках медицинских учреждений и учреждений соцзащиты.

В связи с вышеизложенным достаточно необходимым вопросом при закупках учреждениями смесей белковых композитных сухих является заключение о возможной фальсификации продукта.

Классификация подделок

Подлинность специализированных продуктов питания является одним из его свойств. Для того чтобы отличить подлинный продукт от его подделки, необходимо провести экспертизу (исследование). При этом подделка может иметь как более худшие показатели качества, чем подлинный, так и более лучшие показатели. При данной экспертизе могут ставиться следующие задачи:

  • Имеет ли рассматриваемый специальный продукт питания показатели, характерные для подделок подлинного (натурального) продукта.
  • Насколько соответствует названный продукт показателям, характерным для данной однородной группы товаров.
  • Соответствует ли маркировка данного продукта требованиям, предъявляемым к ней в нормативно- технической документации законом «О защите прав потребителей».
  • Соответствует ли внутренняя и внешняя упаковка данного изделия предъявляемым требованиям.
  • Соответствуют ли стоимость, сопроводительные документы данному продукту, а также производителю, стране, от имени которой он выступает.

Подделки можно классифицировать на четыре группы:

  1. Подделка, выполненная по незнанию либо по недоразумению.
  2. Подделка, выполненная из-за несовершенства используемой технологии, технологического решения либо низкого уровня инженерно- технического персонала.
  3. Подделка натурального продукта суррогатами, выполненная из-за отсутствия определенных знаний в данной области и используемая для их замены (подделка черной, красной икры, мяса, масла сливочного, сметаны, шампанского, коньяка, женского молока и т. п.).
  4. Подделка, выполненная с корыстной целью.

Именно подделка, выполненная с корыстной целью, и может классифицироваться как фальсификация.

Фальсификаты

Пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной, являются фальсификатами.

Фальсификация (от лат. falsifico — подделываю) в широком понимании может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя. Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции, при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличия полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т. п.), в том числе и безопасности.

Обратите внимание, достаточно часто термином «фальсифицированные товары» заменяют такие понятия, как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). Подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю либо умышленно не предоставляют необходимую информацию, либо предоставляют эту информацию искаженно. При фальсификации же продовольственных товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.

Существуют следующие виды фальсификации продовольственных товаров: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная.

При проведении закупок продуктов питания, в том числе специализированных продуктов питания, медицинские учреждения и учреждения соцзащиты подвергаются наибольшему риску. Приобретая фальсификаты, они несут самые большие потери. Последствия, угрожающие учреждениям, можно разделить на несколько групп:

  1. Причинение физиологического вреда организму (отравление, появление нового заболевания, обострение имеющегося заболевания, генетические нарушения, формирование онкозаболеваний, смерть и т. п.).
  2. Экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара, покупка продукта, не пригодного к употреблению, и т. п.).
  3. Моральный вред.

Однако значительные потери вследствие фальсификации несет не только конкретное медицинское учреждение, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке специализированных продуктов питания появляются в значительном количестве опасные для человека продукты, возникает риск утраты здоровья большого количества людей, ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов. Всё это в конечном счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.

 

При подготовке материала автор использовал следующую литературу:

  • Еналеева И. Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов / М., 2007.
  • Калинин А. Я. Формирование потребительского рынка в России, как подсистемы: взгляд потребителей / сб. научных трудов Международной промышленной академии, выпуск VI / 2.
  • Погосян Т. Ю. Уголовно- правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции // Российский юридический журнал, № 3, май-июнь 2012.
  • Сальков О. А. Комментарий к Федеральному закону от 2.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (постатейный) // Деловой двор, 2012.
  • Слепенкова О. А. Комментарий к Федеральному закону от 2.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» / Система «Гарант», 2012.
  • Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров / М., 2008.
  • Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  • Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
  • Федеральный закон от 23.09.1992 № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
  • Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов».
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
  • Методические указания МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 11 февраля 2009 г.).
  • Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2008 № 1866-р СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» с дополнениями и изменениями.
  • Национальный стандарт ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
  • Национальный стандарт ГОСТ Р 53861-2010 «Продукты диетические (лечебно-профилактические). Смеси белковые композитные сухие».