автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

В прошлых номерах журнала мы разобрали целый набор очень эффективных инструментов, позволяющих выяснить потребности пациента и убедительно донести до него рекомендации, мотивируя их использовать. Однако существуют психологические барьеры, которые могут помешать эффективности коммуникации, даже если диетолог убедителен и учитывает потребности пациента. Эти барьеры — стереотипы нашего сознания. Именно они срабатывают, когда пациент говорит (или, что еще хуже, молча думает): «Это, конечно, очень полезно, но…». В этой статье мы разберем пять наиболее часто встречающихся стереотипов в психологии здоровья и обсудим, что поможет преодолеть создаваемые ими барьеры.


Стереотип первый

«Если нельзя, то очень хочется», или эффект теории реактивности (reactance theory)

Проявляется, когда вместо пропаганды здорового образа жизни акцент делается на запрете «нездоровых» привычек (например, «нельзя есть сладкое!»).

Мы не любим ощущать себя управляемыми марионетками. Услышав строгий запрет, мы чувствуем, что наша свобода поступать по своему желанию находится в опасности. Избавиться от этого негативного ощущения можно, лишь совершив запретный поступок (например, немедленно съесть самое большое пирожное).

Что делать?

Во-первых, в процессе убеждения сместить акцент с запрета вредного на пропаганду полезного. Например, вместо фразы «Нельзя есть сладкое» лучше сказать: «Ешьте сладкое после белковой пищи. Если во время еды вы съедите необходимое организму количество белка, то у вас не появится желания съесть много сладкого».

Во-вторых, дать почувствовать пациенту, что он сам управляет запретами. Для этого придумано множество формул, которые можно передать пациенту. Например: «Я принимаю решение ограничить сладкое», или «Именно сегодня я не ем сладкое», или «Я решил начать питаться так, как требуется моему организму для того, чтобы быть здоровым. Поэтому я буду следить за своим рационом».

Стереотип второй

«Имидж — всё», или зависимость от социального одобрения

Наглядно проявляется, например, когда подросток безо всякого физического удовольствия курит, чтобы выглядеть достойно в глазах своей компании. Такой же принцип часто срабатывает и в случае с соблюдением диеты. Многие взрослые люди считают невозможным для себя соблюдать диету в присутствии друзей, коллег и других значимых любителей. Вместо того чтобы следовать истинным желаниям своего организма, они идут на поводу у окружающих: «Предпочитаю вкусно поесть и крепко выпить».

Что делать?

Конечно, лучше всего, если пациент уверенно скажет окружающим: «Это я не ем, у меня здоровое (специальное лечебное) питание». Но в задачу диетолога не входит развитие ассертивного (уверенного) поведения пациентов. Да и времени на это нужно гораздо больше, чем длится прием. Поэтому самый безопасный способ — найти вариант, который не будет вступать в противоречие с этим стереотипом. Это может быть как маскировка диеты, так и легенда, объясняющая ее необходимость и при этом вполне социально желательная с точки зрения пациента.

Если у диетолога есть возможность пообщаться с пациентом подольше, то можно воздействовать на его желаемый имидж, показывая примеры интересных, значимых для него людей, которые ведут здоровый образ жизни. Таким образом, влияние социума останется, но сам социум несколько изменится.

Стереотип третий

«Потом мне будет плохо, но это же потом», или задержка обратной связи

Закурив, человек совсем не сразу заболеет раком легких, вкусная жареная колбаса немедленно не вызовет панкреатит, холецистит и гастрит. Все эти последствия отсрочены во времени и кажутся далекими и маловероятными. А вот удовольствие человек получит прямо сейчас!

Так же и героическое приобщение к здоровому образу жизни принесет свои самые ценные плоды в далеком будущем, но усилий будет требовать уже сегодня.

Например, если вы решили закаляться и начали обливаться холодной водой, то никаких кардинальных изменений в первые недели и даже месяцы вы не заметите. Поэтому с высокой степенью вероятности бросите это неприятное дело и больше к нему не вернетесь. Это не удивительно — человек любит подкрепления своих действий результатами быстрыми и надежными.

Что делать?

Приближать обратную связь.

Для начала объяснить, как проявляются последствия нарушения рекомендаций врача-диетолога (пока почти незаметно). Затем показать, на что обратить внимание, чтобы увидеть, как положительно сказывается соблюдение рекомендаций.

Эффективные системы заботы о здоровье исповедуют принцип «измеряй». Сантиметры на талии и бедрах, сахар в крови, давление, силу. Это единственный способ сделать так, чтобы в сознании пациента вместо далекой расплывчатой цели появился четкий путь, с метками, которые он видит каждый день.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Стереотип четвертый

«Плавали, знаем», или влияние прошлого опыта

Когда-то психолог Леон Фестингер описал эффект когнитивного диссонанса именно на курильщиках, которых пытались призвать к отказу от вредной привычки, демонстрируя рентгеновские снимки легких курящих. Однако от курения они не отказывались и всячески обесценивали разъяснения врачей. При расхождении информации, поступающей из СМИ, от врачей или из других источников, со сложившимися убеждениями человека не вся информация воспринимается им или же подвергается критике.

Что делать?

Вариант первый, универсальный — присоединиться к опыту.

Для этого нужно найти, к чему в представлении человека можно присоединиться. Если он говорит, что всю жизнь ел жареное мясо и ему было хорошо, ни в коем случае не сообщайте ему, что на самом деле это плохо. Уточняйте, что такое хорошо в его представлении. Может быть, вы легко согласитесь с ним в том, что это вкусно, легко готовить, ничего от него не болит. Слыша от вас поддержку по принципиальному вопросу, пациент с большей готовностью выслушает вашу часть правды о сосудах, забитых атеросклеротическими бляшками, которые он не ощущает и, естественно, никогда не ощутит.

Вариант второй, сложный. Если вы решили перевесить влияние стереотипа своими аргументами — готовьте аргументы непреодолимой силы. Это совсем не просто. Фестингер в своем исследовании обнаружил, что стереотип прошлого опыта перевешивает даже очень наглядные и очевидные доказательства. Курильщики с легкостью отмахивались от рентгеновских снимков легких, убедительно показывающих вред курения.

Стереотип пятый

«Но я же женщина/мужчина», или гендерные установки

Вариант мужской

«В противоположность слабому интеллигенту, мужик отличается повышенной сексуальностью, любовью к спиртному, физической силой, грубостью, причем все это ему дано от природы» (И. С. Кон).

Иными словами, маскулинный стереотип порой предписывает мужчине переоценивать свое здоровье, стесняться своей слабости, не просить о помощи. Например, на заводах, где проводится обязательная диспансеризация, мужчины с давлением 200 на 130, язвой желудка на грани прободения, последствиями микроинсульта и т. д. умоляют врача отпустить их обратно на работу (кормилец же!) и просят доктора не сообщать руководству о его диагнозе.

Что делать?

Для сильных мужчин — сильное воздействие. Стоит объяснить, что «если смерти, то мгновенной, если раны — небольшой» не получится. А будет долгая тяжелая инвалидность, обуза для семьи, нищенская жизнь.

Очень важно убедительно показать конкретные меры, применив которые они не допустят всех вышеперечисленных ужасов. Например, «при развитии артериальной гипертензии нужно перейти на пищу с меньшим количеством соли. Это основной и доказанный принцип. Жиры также влияют на формирование атеросклероза, являющегося сопутствующей патологией, но не всегда». И убедить в несложности предложенных мер: «Для этого достаточно ограничить прием соли в своем рационе, недосаливать блюда или же использовать диетические сорта соли, которые отличаются пониженным содержанием натрия».

Вариант женский

Истинно женские установки скорее помогают заботе о здоровье. Например, женщины «патриархального» типа быстро реагируют на болезненное состояние и часто обращаются к врачам. Они даже преувеличивают количество и серьезность проблем со здоровьем и готовы пропускать работу в случае болезни. Причем всё вышеперечисленное в большей степени относится к здоровью не самой женщины такого типа, а ее близких.

Несколько хуже с заботой о здоровье обстоит дело у женщин «красивого» типа. Для них на первом месте — внешность, и для гладкой кожи, блестящих волос и крепких ногтей они готовы на многое. О проблемах, внешне не проявляющихся, они не готовы думать столь же серьезно.

Наибольшие сложности создает «феминистский стереотип». Женщины такого типа заботятся о своем здоровье и обращаются к врачу еще реже, чем мужчины с «маскулинным стереотипом». Они заняты, у них нет времени, они не проявляют слабость и более уверены в своих способностях справляться собственными силами с любой проблемой.

Что делать?

Убеждая женщин «патриархального» типа, советуем опираться на их стереотипы, подчеркивать возможность женщины влиять на здоровье близких, говорить о том, как ваши рекомендации помогут ей быть хранительницей очага, а ее близким — здоровыми и довольными.

Убеждая женщин-красавиц, нужно связывать свои рекомендации с их внешним видом. На них больше повлияет сообщение о том, что неправильное питание сказывается на коже, чем самые надежные доказательства того, что оно вызывает нарушения функции печени.

Приступая к разговору с женщиной с «феминистским стереотипом», запаситесь аргументами о том, как ваши рекомендации увеличивают ее силу и работоспособность.

Практикум

Подумайте, что вы скажете пациенту (мужчине, страдающему от отдышки, ростом 180 см, весом 140 кг), который попал к вам с жалобами на слабость и постоянную усталость. Приступив к разговору о диете, практически сразу вы слышите от своего пациента реплику: «Доктор, зачем все это. Мне уже 52 года, средний возраст мужчин 54. Осталось мне немного, да и не к лицу мне с диетами бегать — я мужчина все-таки. Вы мне таблетки дайте, чтобы одышки не было и чтобы уставать меньше».

Итак, чтобы вам было легче сформулировать свой комментарий данному пациенту, предлагаем ответить на несколько вопросов:

  • Какие стереотипы влияют на слова и действия пациента?
  • Какие рекомендации вы для него выберете?
  • Как вы их сформулируете, чтобы он вас услышал?

Присылайте свои ответы в редакцию журнала «Практическая диетология» (адрес электронной почты info@praktik-dietolog.ru), и в следующем номере мы их обязательно обсудимц.

Заключение

Мы разобрали основные стереотипы, мешающие следовать полезным рекомендациям врача даже тем пациентам, которые искренне хотят быть здоровыми. Понимание этих стереотипов поможет эффективнее убеждать, мотивировать таких пациентов.

А к теме пациентов, которые сознательно или бессознательно пользуются своим нездоровьем, получая различные бонусы от семьи, друзей, предприятия, государства и общества, мы вернемся в следующих номерах журнала, когда будем говорить о манипуляции и приемах защиты от манипулятивного воздействия.